Всероссийский конкурс
проектов в области
социального предпринимательства
Эксперт: Михаил Поляков. Кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления ГУУ.
«Многие российские компании сегодня активно внедряют в планы своей работы принятые ГА ООН в 2015 году 17 целей устойчивого развития. Многогранность поставленных задач мировым сообществом позволяет предпринимателям разных сфер принимать участие в реализации глобальных целей».
Давайте порассуждаем на одну тему. Сегодня мы всё чаще слышим о том, как некая компания внедрила в своё или чужое производство эко-технологии или закупила волонтёрам дорогостоящую технику. Делается это не только по экономическим соображениям, но и во имя полномерного “устойчивого развития” человечества. Всё это называется тремя словами: “корпоративная социальная ответственность”. Что же это? Разберёмся.
Итак, корпоративная социальная ответственность (КСО) – это, во-первых, выполнение организациями предписываемых законом социальных обязательств. Во-вторых, — это готовность добровольно нести необязательные расходы на социальные нужды сверх установленных пределов, исходя не из требований закона, а по нравственным соображениям. По нравственным соображениям…
Так ли это? Бизнес – он ведь прежде всего о деньгах. Добровольно тратить средства на благо чьего бы там ни было развития просто невыгодно, если в этом нет перспективы. А разные барьеры, вроде того же законодательства, всего лишь замедляют и усложняют процесс заработка. Может быть, за этим стоит расчётливый прагматизм? Ведь если так подумать, то ставка делается не на быструю, а на долгосрочную прибыль. Обратите внимание, что для компаний очень важно, чтобы о них говорили как о “надёжных” или “проверенных”. Чем меньше наносится вреда обществу – тем дольше оно готово сотрудничать, поскольку удовлетворяются его многочисленные и разнообразные потребности. А это имидж, доверие потребителя. Его сложнее всего завоевать, но результат себя оправдывает.
Хотя всё не настолько однозначно. Скорее, это вытекающее из соблюдения “правил игры” логическое следование, нежели осознанно достигаемый и запланированный эффект
В общем случае КСО предполагает:
Социальная ответственность фирмы — максимальное использование преимуществ компании и сведение к минимуму недостатков, которые затрагивают как участников бизнеса, так и общество в целом. Она отличается от юридической ответственности, поскольку рассматривается как добровольный отклик организации на социальные проблемы своих работников, жителей города, края, страны, и мира в целом. Это широкое понятие, охватывающее остросоциальные проблемы вроде социальной справедливости, равноправия и другие. Организации обязаны проявлять ответственность в трех областях — финансы, влияние их деятельности на людей вокруг, воздействие на экологию. Впрочем, актуально это не только для компаний, но и для рядового гражданина, только в локальном масштабе.
Социальная ответственность представляет собой философскую концепцию или образ отношений между предпринимательскими кругами и обществом, причем для их реализации и устойчивости в течение длительного периода времени эти отношения требуют руководства.
Big Tech корпорации, вроде Apple или Google, двигают технологический прогресс и попутно решают целый ряд проблем выпуском своей продукции. Как, например, скорость обмена информацией и её доступность. Или, допустим, развитие ИИ, работающего с большими данными, позволяет значительно экономить ресурсы и снизить их потребление человеком. Теперь каждый владелец смартфона с выходом в Интернет может заниматься самообразованием, а компании на основе проведённой нейросетью аналитики рационализируют своё производство и наносят меньше урона окружающей среде. И знания доступны каждому, и природа в целости и сохранности. Не это ли решение общественно-значимых проблем?
Но в том и дело, что они решают их попутно. Целью деятельности, напомним, остаётся извлечение прибыли. Компании часто заявляют, что создают тысячи рабочих мест. Но те же компании автоматизируют своё производство, дабы удешевить его, и лишение массой людей своих работ – уже не такое далёкое будущее. Про факт сбора персональных данных, которые один-два раза в месяц обязательно утекают из корпоративных хранилищ и попадают в чужие руки, ставя под серьёзную угрозу чьё-нибудь благополучие или даже существование, говорить не стоит. Сейчас это стало такой нормой, что говорить о ней вслух даже неприлично. Хотя всё это в рамках “пользовательского соглашения”. Или когда лоббированием интересов определённых групп принимаются соответствующие правки в законодательство, меняющие нормативы по выбросу вредных веществ в атмосферу. Ну или просто подкупаются местные власти. Распространённая мировая практика сбережения ресурсов компании.
Оказываемый на социум эффект представляет собой побочный продукт производства товаров или услуг компанией. Государство же предпринимает определённые меры, дабы этот “продукт” сказывался на людях не так болезненно. Или никак не сказывался вообще.
Таким образом, корпоративная социальная ответственность — это неписанный этический кодекс. У него нет чёткого содержания, ведь мир меняется вместе с его правилами и проблемами. Он нигде не закреплён, ведь невозможно закрепить то, у чего нет чёткого содержания. Но все компании, планирующие остаться на рынке в течение продолжительного времени, его придерживаются.
Проще говоря, социальная ответственность бизнеса – это мораль организации. Как у человека. Фирмы же ведь состоят из людей, а значит и функционируют по их подобию. Наш организм отторгает то, что для него вредно. И тем, кто общество разрушает, места в нём нет.
Всероссийский конкурс
проектов в области
социального предпринимательства