Всероссийский конкурс
проектов в области
социального предпринимательства
Эксперт: Павел Павловский. Старший преподаватель кафедры управления проектом, проректор Государственного университета управления.
Мы взяли у него небольшое интервью, на котором он ответил на вопросы о перспективах социального предпринимательства в России.
Без лишних слов, ответим на интересующие вопросы.
Социальное предпринимательство как феномен в России приобрёл только недавнюю популярность. Из заявления заместителя министра экономического развития: “В настоящий момент социальное предпринимательство активно развивается: за прошлый год количество таких предприятий увеличилось вдвое и превысило 7 тысяч”. На конец 2021 года в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства было зарегистрировано около 6 тысяч таких бизнесов вместо ожидаемых Минэком 3,5 тысяч.
Так что ответ очевиден. Да, популярно.
Причин на это много. Только в 2019 году “социальное предпринимательство” получило правовое закрепление. Да, конечно, и до этого было немало примеров такого бизнеса: и выпускавшаяся в Санкт-Петербурге с 1993 года газета “На дне”, впоследствии сменившая название на “Путь домой”, ныне являясь одноимённым благотворительным проектом; или созданный в 2003 году в Новосибирске Центр социального предпринимательства на базе НГТУ при иностранном финансировании и содействии университетов из Великобритании, Германии, Италии. Но дело-то в том, что раньше такая деятельность, согласно закону, была прерогативой НКО – раз. Такой бизнес был непопулярным, так как государственная поддержка не осуществлялась – два. Отсюда и проистекает устойчивый стереотип о “благотворительности”.
По мнению Команды канала, необходимость в этом есть. Эксперты отмечают: сейчас нет чётких измеримых показателей, которые отражают результаты этих проектов, что замедляет приток капитала; нет общепринятых методик оценки эффективности социальных проектов. Кроме того, основные и дополнительные положения о данном виде бизнеса разбросаны по многочисленным НПА, что усложняет процесс работы с законодательной базы. Выгода от социального предпринимательства очевидна. Государству это позволяет снизить расходы на реализацию социальной политики. Обществу это позволяет удовлетворять свои потребности точечно. Поэтому создание специализированного нормативно-правового акта будет вполне разумным.
На наш взгляд, у социального предпринимательства в России есть заманчивые перспективы. Спрос на него возрастает. Программы государственной поддержки расширяются. Да и сама заинтересованность в обществе имеет позитивные тенденции, что следует из расширяющегося реестра малых и средних предприятий.
Однако здесь есть одно “но”. Сегодня большая часть социального бизнеса зависит от государственной поддержки. Конечно, на начальных этапах она важна, поскольку стимулирует развитие предложения, и направлена на создание привлекательного для внешних инвесторов имиджа. Тем более, современный мир провозглашает человеческую жизнь высшей ценностью. Стратегии крупнейших мировых корпораций включают в себя это положение. Значит, и сама потребность в социально-ориентированных услугах будет только возрастать. Как следует из открытых данных госреестра, число социальных предприятий стремительно увеличивается. И главной задачей государства является не только создание инициативы, но и передача её в руки крупного бизнеса, который обладает достаточным капиталом. Сможет ли оно это сделать – покажет лишь время.
Всероссийский конкурс
проектов в области
социального предпринимательства