Всероссийский конкурс
проектов в области
социального предпринимательства
В 2020 году весь мир столкнулся с новыми реалиями 21 века, а именно пандемией COVID-19. Статья кандидата политических наук Зенкова Алексея Рудольфовича подробно описывает системное воздействие пандемии на все стороны жизни, включая сферу образования: www.afjournal.ru/index.php?page_id=320 В связи с этими событиями, соответственно, выросла актуальность дистанционного обучения, но более чем 35% учебных заведений страны оказались не готовы к такому повороту.
В кротчайшие сроки нашим властям пришлось предпринимать различные меры и законотворческие усилия, в том числе по повышению уровня материально — технического обеспечения заведений компьютерной техникой. В это же время по запросу родителей, из числа тех, кто не мог приобрести ребёнку компьютер для учёбы, во многих образовательных учреждениях страны во временное пользование стали выдавать ноутбуки. Переход на новый формат обучения в этом случае оказался нелёгким испытанием, так как техники не хватало, и нередки были случаи, когда в семьях одновременно учатся несколько детей и подростков.
В 2021 году градус COVID-19 постепенно начал спадать, так как учебные заведения всё больше начали переходить на смешанную форму обучения, а потом и вовсе на очную. Вся выданная ранее техника вернулась обратно в заведения и стала выдаваться по запросу и только при подтверждении нужды в ней. На Ямале это событие тоже не стало исключением. В семьях, где за этот период времени так и не смогли приобрести необходимую технику, проблема цифрового неравенства сохранилась. В этом случае многие попытались перейти на «обучение с телефона». Но оказалось, что не все школьные задания возможно выполнить с гаджета: презентации, рефераты, в том числе приоритетное направление развития школьников «проектная деятельность» оказалось ориентировано на использование персонального компьютера. С развитием IT-технологий потребность в нём только усилилась.
С каждым годом изменяется стратегия образования, причем важнейшей её чертой сейчас является широкое использование «дистанционного обучения» как базового способа передачи знаний. Так, в рамках Федерального государственного образовательного стандарта, продолжают разрабатываться новые положения и усиливаться работа в этом направлении. В современном мире компьютер является одним из важнейших инструментов для социализации, способствующих развитию цифровой компетентности и аналитических способностей у учащихся. Но как соответствовать современному миру и его запросам, когда в части семей нет компьютера?
Согласно статистике департамента социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа: Малоимущих и многодетных семей – 25506 семей. В их число входят и семьи, состоящие на учёте в КДНиЗП, находящихся в трудной жизненной ситуации. disk.yandex.ru/d/3oMzXY-CZ3bYhQ Только в Надымском районе число семей с низким уровнем достатка составляет 573 семьи из них 2998 детей. К тому же в регион продолжают прибывать люди, эвакуированные с территорий Донецкой и Луганской народных республик, нуждающиеся в любых видах помощи, в том числе и социальной.
Да, к сожалению, на сегодняшний день остаётся фактом то, что позволить купить себе или детям компьютер может не каждая семья. И это обусловлено целым рядом проблем, включающих в себя и низкий уровень материального благополучия, и высокие цены на компьютерную технику, и комплектующие к ним.
Проект "Мастерская «ДоброСборка» реализуется в Надымском районе с 1 июня 2021 года. Наша инициатива направлена на оказание помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Ведь, к сожалению, позволить купить себе или детям компьютер может не каждая семья. К причинам «цифрового неравенства» относятся: низкий уровень материального благополучия, и высокие цены на компьютерную технику.
Ситуация усугубляется тем, что после окончания пандемии, выданные ранее школами ноутбуки забрали, а потребность в полноценном обучении осталась. Так, по статистике департамента социальной защиты ЯНАО: Малоимущих и многодетных семей – 25506 семей. В их число входят и семьи, состоящие на учёте в КДНиЗП. К тому же в регион продолжают прибывать люди, эвакуированные с территорий ДНР и ЛНР, также нуждающихся в нашей помощи. В рамках проекта мы ведём благотворительный сбор компьютерной техники.
Наши волонтёры проводят ремонт и модификацию устройств, а затем мы дарим технику нуждающимся. Также мы проводим обучающие мастер-классы для детей и подростков по техническим направлениям. Неремонтопригодная техника у нас не становиться мусором – она отправляется на утилизацию в #НЕМУЗЕЙМУСОРА. На сегодняшний день нашу помощь в виде персональных компьютеров на общую сумму 290000 рублей уже получили 26 семей, из них 5 семей из ДНР и ЛНР.
В число команды проекта входят волонтёры, которые являются квалифицированными техническими специалистами. Благодаря тому, что мы развиваем проект нам удастся вовлекать в добрые дела жителей и новых волонтёров, обладающих узкими техническими специальностями. Наша инициатива снижает уровень «цифрового неравенства», а также количество выбрасываемых электронных отходов. И самое главное – мы даём возможность детям и подросткам из нуждающихся семей получать доступное дополнительное образование.
Задачи:
- на 01.09.2022 помощь в виде персональных компьютеров на общую сумму 290 000 рублей получили 26 семей, из них 5 семей из Донецкой и Луганской народных республик, 9 семей, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, 12 – многодетные и малоимущие.
- жителями региона сдано более 100 единиц компьютерной техники;
- обучающую площадку мастерской посетили 530 детей и подростков;
- проектом проведено более 120 обучающих мероприятий.
Руководителем инициативы «ДоброСборки» организована добровольческая деятельность, в рамках которой ведётся благотворительный сбор компьютерной техники, в которую входят следующие позиции: — Системные блоки; — комплектующие (видеокарты, жёсткие диски, оперативная память); — компьютерные мониторы; — ноутбуки и зарядные устройства к ним; — различные шнуры для компьютеров. Затем в оборудованной мастерской волонтёры проекта проводятся ремонт и модификация собранных у жителей компьютерных устройств.
Также волонтёрами для детей и подростков проводятся обучающие мастер-классы по техническим направлениям. К ремонту техники подключаются несовершеннолетние, в том числе, состоящими на учете в КДНиЗП для них так же проводятся мастер- классы по тестированию и устройству компьютеров, программному обеспечению и кибербезопасности.
В итоге получившая «вторую жизнь» компьютерная техника безвозмездно передается семьям, нуждающимся в ней: малоимущим, состоящим на учёте, не имеющим на сегодняшний день ни одного компьютерного устройства для их учёбы и работы. Неремонтопригодная техника не становиться мусором – она отправляется на утилизацию в #НЕМУЗЕЙМУСОРА г. Екатеринбург. #НЕМУЗЕЙМУСОРА – это музейная площадка и точка сбора вторсырья. Опорной площадкой проекта является небольшое арендуемое под мастерскую помещение.
Годовой цикл проекта включает в себя: сбор компьютерной техники у населения, ремонт и модернизация с привлечением к участию несовершеннолетних, определение семей, нуждающихся в компьютерах, передача техники. Комплексный подход к решению проблем нуждающихся семей позволил достичь положительные эффекты:
- АНО Центр развития добровольчества «Ямал – это люди» (официальный ДоброЦентр в г. Надым);
- управление социальных программ Администрации Надымского района;
- комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Надымского района;
- МОУ «Средняя общеобразовательная школа No5 г.Надым;
- экокультурный проект #НЕМУЗЕЙМУСОРА (г. Екатеринбург).
Всероссийский конкурс
проектов в области
социального предпринимательства