Всероссийский конкурс
проектов в области
социального предпринимательства
Долгое время проблема профессионального самоопределения детей и молодежи не рассматривалась как самостоятельное направление. Сегодня необходимо решать эту проблему с уклоном на личность ученика. Самоопределение — это центральный механизм сознательного выбора ребенком своего места в будущей профессии и обществе в целом, утверждение собственной позиции в проблемных ситуациях. В этом отношении наиболее уязвимой частью общества становятся дети, оставшиеся без родителей и дети из малообеспеченных и многодетных семей.
Когнитивная среда, в которой они растут, зачастую ограничена, их контакт с социумом сведен к минимуму, а потому им сложно сформировать даже саму потребность в самоопределении, не говоря уже о том, чтобы сделать правильный выбор в отношении своего профессионального будущего. Накладывает отпечаток незнание своих личностных особенностей, отсутствие полной возможности для реализации и развития своих профессиональных предпочтений. Усугубляют ситуацию накапливающиеся с каждым годом чувства незащищенности, ненужности. Как следствие — неготовность развиваться и претендовать на более высокие позиции в компании будущего работодателя.
Идея вовлечения, выявления и поддержки талантливых детей и молодежи с последующим воспитанием высококвалифицированных специалистов легла в основу организации социально-образовательного проекта «Кем быть?». Проект и связанные с ним мероприятия являются площадками, где дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, оказавшиеся в трудных жизненных условиях, вместе с другими детьми могут:
- получить новые знания о профессиональной деятельности IT-специалистов;
- овладеть первичными знаниями, умениями и навыками в области высоких технологий и робототехники;
- принять участие в региональных и всероссийских фестивалях высоких технологий, таких как «РобоПром», «РобоФест», «IT-Сабантуй», «Кубок РТК»;
- принять участие в научных квестах, мастер-классах; — окунуться в мир виртуальной реальности (площадка VR/AR);
- найти наставника среди представителей промышленных предприятий Республики. Полученные в ходе регулярных занятий навыки служат детям отличным фундаментом для дальнейшего развития и обучения, формирования аналитических способностей и коммуникативных навыков
обучение детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, различным профессиям, которые востребованы сейчас и будут востребованы в ближайшем будущем: программиста, инженера- конструктора, робототехника, оператора беспилотных летательных аппаратов, цифрового модельера.
В ходе проекта организованы следующие мероприятия:
1.Знакомство школьников с современными, востребованными на рынке труда профессиями, тестирование учащихся, выявление способности детей к той или иной профессии. Формирование групп для обучения из числа тестируемых.
2.Организация обучения детей по следующим направлениям: робототехника; программирование; цифровое моделирование одежды; прототипирование; электроника.
3.Подготовка ребят для участия в республиканских и всероссийских фестивалях высоких технологий, профориентационных мероприятиях. АНО ДО Учебный Центр «Толтек Плюс» имеет большой опыт в организации обучения детей по IT направлениям.
В целом с 2016-2022 г. нашим учебным центром было проведено:
Основные целевые группы нашего проекта:
1.Школьники младших и средних классов. В ходе реализации проекта им прививается интерес к обучению и желание заниматься техническим творчеством.
2. Старшие школьники. Для них проект – это возможность узнать о перспективах инженерно- технических профессий и профессий легкой промышленности, примерить эту профессию на себя, сделать осознанный выбор.
3. Учебные заведения республики. В результате реализации проекта они получают абитуриентов, выбирающих учебное заведение по принципу осознанности и анализа собственных интересов, возможностей и стремлений.
4.Представители промышленных предприятий и предприятий легкой промышленности республики, заинтересованные в воспитании будущих квалифицированных специалистов, которые имеют возможность принять участие в качестве разработчиков конкурсных заданий для фестивалей высоких технологий
2. Повышение интереса к научно-техническому творчеству среди школьников РБ, воспитанников детских домов и интернатов.
3. Повышение престижа рабочих и инженерно- технических профессий среди школьников РБ.
4. Увеличение количества абитуриентов, поступающих на технические факультеты колледжей и вузов РБ. Это будет способствовать решению проблемы дефицита кадров профильных специалистов в области IT и программирования, которые должны заменить зарубежные разработки.
5. Повышение показателей научной активности региона (Республика Башкортостан) вследствие участия молодежи проекта в научно-технической деятельности (фестивали высоких технологий, выставки, конференции и другие мероприятия)
В рамках проекта осуществляется профориентационная работа со школьниками, вовлечение, выявление и поддержка талантливой молодежи, организация их обучения в формате проектной деятельности по востребованным IT-направлениям:
- программирование;
- робототехника;
- цифровое моделирование одежды — прототипирование;
- электроника.
Главными условиями обеспечения необходимого уровня конкурентоспособности проекта «Кем быть?» являются:
• разнообразный выбор востребованных направлений обучения в сфере IT: робототехника; программирование; цифровое моделирование одежды; прототипирование; электроника;
• наличие современного технически оснащенного учебного класса;
• молодой профессиональный коллектив педагогов, постоянно повышающих свою квалификацию;
• сотрудничество с работающими представителями IT- профессий, добившихся высоких результатов;
• большой опыт АНО ДО Учебный Центр «Толтек Плюс» в организации обучения детей по IT направлениям.
В целом с 2016-2022 г. нашим учебным центром было проведено:
Благодарственное письмо Фонда поддержки и развития образования г. Стерлитамака, Диплом Министерства образования Республики Башкортостан в номинации: вклад в развитие робототехники в РБ-2017, Благодарственное письмо Министерства образования и науки РБ за оказание помощи в организации и проведении регионального робототехнического фестиваля «Робофест-2020»-Башкортостан, победитель в номинации «Социальный бизнес года» регионального этапа Всероссийского конкурса «Молодой предприниматель России- 2016 в Республике Башкортостан», Почетная грамота администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан за профессионализм и добросовестный многолетний труд в сфере профессионального образования отношений с другими учреждениями, Благодарственное письмо за содействие и помощь в организации конкурса замещающих семей «Добрые сердца»-2022.
- известность и популярность учебного центра «Толтек Плюс» в г. Стерлитамак;
- поддержка социально-образовательного проекта «Кем быть» от Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, Фонда грантов Главы Республики Башкортостан, Министерства образования и науки РБ — собственные средства АНО ДПО УЦ «Толтек Плюс»;
- софинансирование от партнеров-инвесторов, заинтересованных в популяризации и развитии технологической деятельности и легкой промышленности Республики Башкортостана.
Информирование целевой аудитории достигается за счет публикации в городских и районных СМИ о старте проекта; размещения информации о ходе проекта в социальных сетях учебного центра «Толтек плюс» и партнеров проекта; приглашения СМИ для публикаций о детских экскурсиях и встречах; размещение информации в СМИ и социальных сетях об участии участников проекта в фестивалях высоких технологий.
- Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета;
- ГБОУ Лицей-интернат No2 им. В. И. Ленина;
- ГБУ РБ центр содействия семейному воспитанию «Петровский»;
- ГБУ РБ центр содействия семейному воспитанию «Виктория».
1. Анохина Вера Николаевна — методист проекта;
2. Набиуллина Расима Рашитовна — преподаватель, составитель общеразвивающей программы «Цифровой модельер»;
3. Хасанова Галина Марсовна — преподаватель, составитель общеразвивающей программы «Программирование»;
4. Сергеева Анна Сергеевна — администратор проекта.
Всероссийский конкурс
проектов в области
социального предпринимательства