Всероссийский конкурс
проектов в области
социального предпринимательства
Уникальность проекта для г. Кургана – в том, что:
1. Кроме заявителя, больше никто в г. Кургане не проводит занятия с элементами канистерапии. Специально обученные работе с детьми с ОВЗ собаки-ассистенты в городе есть только у нас и у одного из наших волонтеров. Судя по отзывам родителей на занятиях с элементами канистерапии и наблюдениям руководителя, эти четыре собаки тонко чувствуют «особенных» детей и оказывают им реальную помощь в развитии социальных навыков.
2. Как и почему достигаются результаты? Собака – это мотиватор, проводник в мир комму-никации и социализации детей с особенностями развития. Взаимодействие с собакой яв-ляется позитивным подкреплением и мотивацией. Мотивация является важнейшей со-ставляющей обучения для любого ребенка, важно учитывать, что социальная похвала или абстрактное поощрение часто не являются эффективными для детей с особенностями: ребёнок не будет общаться и делать какие-то развивающие упражнения по приказу взрослого или слушать полезную информацию. А если это вовлечение в процесс адаптации и социализации через игру с собачкой, то он с удовольствием включается в процесс. Животные дарят много позитивных впечатлений, и чем больше эмоций было вложено во время терапии, тем больше вероятность переноса новых навыков в повседневную жизнь.
3. При этом уникальность проекта намного шире (выходит за пределы Кургана) в плане во-влечения в занятия с элементами канистерапии родителей детей с ментальными нарушениями.
Используя наработанную практику в ходе проекта и учитывая отклики родителей, появились такие новые наработки как:
1. Программа КАНИС-ИНТЕНСИВА, сочетающая в себе комплекс занятий с использованием метода канистерапии и привлечение специалистов в одном ЦЕНТРЕ РАЗВИТИЯ. Это позволяет планировать занятия детей с ментальными нарушениями без присутствия родителей на более продолжительное время — до 4 часов — и у взрослых появляется свободное время для себя.
2. Объединение родителей, как во время занятий, так и вовремя культурно-массовых мероприятий активировало общение по общим вопросам, что повлекло единение вне проекта: проявило желание дополнительного общения и проведения встреч по интересам и предложили команде проекта темы для встреч такие как:
• интенсив по танцевально-двигательной терапии — проведен мамой-участницей проекта Дмитриевой Светланой
• мастер-класс по дневному макияжу — проведен мамой-участницей проекта Николаевич Юлией
• мастер-класс по живописи гуашью — проведен мамой-участницей проекта Мирчук Марией
Мы пошли на встречу и оказали организационную поддержку в проведении встреч мам-участниц проекта-пилота. В результате проведенного опроса среди участниц проекта 7 мам высказали желание: «Готова стать частью команды проекта».
Вследствие этого важного фактора был создан Семейный Клуб ТЫ НЕ ОДНА! и находится в стадии развития на добровольных началах, самофинансировании.
3. Работа в проекте с нормотипичными братьями и сестрами (сиблингами) выявило стремление детей быть активными и полезными без рамок инклюзии — они чаще всего не акцентируют внимание на особенностях деток с ограниченными возможностями по здоровью и готовы принимать активное участие в рамках занятий и мероприятий проекта. Это позволяет спланировать участие детей в будущих проектах в качестве юных волонтеров.
Привлечение кандидата психологических наук, работающей с детьми целевой группы с 2015 г., позволило внедрить дополнительную диагностику и анкетирование, позволяющие оценить результаты проекта по следующим показателям:
1 Картина прироста динамических показателей, взятых за основу для оценки эффективности проекта, выглядит следующим образом:
КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ — прирост на 39,37%
СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫЕ НАВЫКИ — прирост на 22,61%
ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ — прирост на 27,42%
Таким образом, результаты диагностики свидетельствуют о повышении у детей с ментальными нарушениями уровня социальной адаптации и двигательного развития с помощью канистерапии в ходе участия в проекте «Собаки детям».
2. Было проведено включенное наблюдение за семьями по специально разработанному протоколу на первом и заключительном мероприятии. Оценивались особенности поведения детей и родителей на мероприятиях.
РЕЗУЛЬТАТ — включение в проект культурно-массовых мероприятий содействует психологической и эмоциональной поддержке семей, воспитывающих детей-инвалидов, гармонизации детско-родительских отношений, формированию ресурса для преодоления сложной жизненной ситуации, семья может обращаться к этому ресурсу и черпать из него жизненные силы, способствуя более эффективному
прохождению лечения и реабилитации. Все эти факты — важный вклад в преодолении социальной изоляции семей, воспитывающих детей с особенностями развития, способствующие их социальной активности и повышению качества жизни.
3. Анкета обратной связи для родителей (законных представителей).
РЕЗУЛЬТАТ — по отзывам родителей, опыт реализации данного проекта показал эффективное решение поставленных задач:
1) у детей с ментальными нарушениями повысился уровень социальной адаптации, физического развития, мотивации к обучению, самостоятельности, самоконтроля, расширение кругозора, усвоение общепринятых понятий и норм поведения;
2) у родителей произошло снижение уровня эмоциональной напряженности и психологической усталости;
3) у семей, участвующих в проекте расширились социальные контакты и увеличилась социальная активность.
Всероссийский конкурс
проектов в области
социального предпринимательства