Всероссийский конкурс
проектов в области
социального предпринимательства
В России, наблюдается неуклонный рост числа детей- инвалидов. Согласно данным Минтруда, на основании статистики бюро медико-социальной экспертизы, ежегодно в стране регистрируется 15-25 тысяч случаев детской инвалидности. Так, в 2016 году детей-инвалидов в России было 617 тысяч, в 2018-м году — 651 тысяча, а к 1 января 2019 года — уже 670 тысяч. Многие из диагнозов связаны с врожденными аномалиями, психическими и нервными расстройствами. Наш центр занимается реабилитацией детей на инвалидности с 2012 года.
В год реабилитацию получает не менее 450 детей с ОВЗ. Совместно с Областным реабилитационным центром для детей — инвалидов «Надежда», было проведено тестирование детей в возрасте от 2-х до 18 лет, занимающихся у нас в центре. Проведя тестирование и анализ полученных результатов было выявлено, что наряду с диагнозами ментальных нарушений (РАСС, ЗПР, АУТИЗМ, Синдром Дауна) и нарушений опорно-двигательного аппарата ( ДЦП, гемипарезы, сколиозы), есть дополнительные, сопутствующие проблемы, такие как СДВГ и сенсорные нарушения.
Оказалось, что для интеграции, социальной адаптации и социализации необходимо решать именно эти проблемы и подбирать упражнения и маршруты реабилитации помогающие решить данные нарушения. Поскольку основная задача реабилитации — научить детей навыкам: кушать, одеваться, играть познавать, обучаться, а так же развивать память, внимание, аналитические способности, воображение, системное мышление и творческие способности.Дети и подростки на инвалидности имеющие нарушения из-за повреждения в родах чувствительных органов, ствола мозга, мозжечка, нервных путей и т. д. ), процесс сенсорной стимуляции оказывается неэффективным или недостаточно эффективным.
У таких детей развиваются различные нарушения, что приводит к дисфункции сенсорной интеграции. То, как ребенок перерабатывает окружающую и внутреннюю информацию, сказывается на развитии его чувств, мыслей и действий. В комплексе решить ряд нарушений и помочь деткам на инвалидности, помогают занятия по адаптивной верховой езде и иппотерапии. В Волгоградской области всего 2 центра предоставляют услуги иппотерапии, но не кто не практикует программу интеграции детей.
Наш опыт и наблюдения за занятиями подтолкнули нас на идею нового проекта и внедрения в классические занятия по адаптивной верховой езде эрготерапевтических занятий на специальных площадках. Проект пилотный, авторский и не имеющий аналогов в ЮФО. Полученные результаты готовы масштабировать с целью внедрения нашего опыта коллегами в иппотерапевтический центры РФ.
Пилотный и авторский социальный проект реализуется ВРМОО "КДМЭЦ «Солнечная долина» в партнерстве с Областным реабилитационным центром для детей — инвалидов «Надежда», которые обеспечивают профессиональное сопровождение каждого ребенка участвующего в проекте. Проект «Непоседа» направлен на внедрение в классические занятия по адаптивной верховой езде эрготерапевтических занятий и основан на проведении индивидуальных тренировок для детей с ОВЗ имеющие сенсорные нарушениями и синдромом дефицита внимания (СДВГ), с целью развития когнитивных функций у детей.
Адекватная рaбота сенсорных систем – это основа, которая помогает ребёнку выполнять ежедневные действия: прыгать и лазить, спокойно спать, расчёсываться, нормально взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Если нервная система ребенка с ОВЗ из за СДВГ или сенсорных нарушений, работает неправильно, нарушаются многие навыки, мешающие социальной адаптации в среде. Правильная рaбота сенсорных систем – основа для формирования высших психических функций – чтения, письма, мышления, внимания. Поэтому целью проекта является, индивидуальные маршруты реабилитации с применением адаптивной верховой езды и эрготерапевтических упражнений, способствующие социальной адаптации и когнитивному развитию детей с ОВЗ имеющие сенсорные нарушения и СДВГ, в возрасте от 2-х до 18 лет, проживающие на территории Волгоградской области. Занятия адаптивной верховой езды включают в себя специальные упражнения, которые дети должны выполняться на остановках лошади в специальных точках- эрготерапевтических площадках, на этих остановках будут оборудованы специальные развивающие доски с заданиями. Выполнение этих заданий стимулирует развитие когнитивных функций, которые в свою очередь способствуют социальной адаптации, коррекцию и тренировку отдельных психических операций, формирование навыков самоконтроля.
Проект рассчитан на 18 мес, с соблюдением антиковидных мер. В рамках проекта 80 детей примут участие в проекте, по графику 2 раза в неделю, продолжительность каждой тренировки 30 минут. На каждого ребенка отведено 16 индивидуальных тренировки на протяжении 2-х мес, именно такое количество занятий даст возможность развить мелкую и крупную моторику, создать новые нейронные связи, максимально проработать проприоцепцию, тактильные и вестибулярные ощущения.
Упражнения и план занятий, подбирается согласно маршруту реабилитации составленному методистом АФК и основывается на диагнозе и уже сформированных навыков у ребенка. Каждый ребенок, участвующий в проекте проходит тестирование до и после занятий, с целью отслеживания приобретённых навыков. Итоговым мероприятием каждого курса стало проведение Семейной эстафеты «Непоседа», где вся семья принимает участие. Совместные участие родителей и детей, переживание всей семьей положительных эмоций от достигнутые результатов, качественно улучшают психологический климат в семье!
Комплексный подход к терапии и реабилитации детей на инвалидности имеющие сенсорные нарушения, использование новых эффективных средств реабилитации разнопланового действия позволяет не только компенсировать имеющиеся неврологический дефицит, но и улучшить качество жизни детей и добиться адекватного уровня социализации.
Основополагающие положения реабилитации при помощи лошади: -реабилитация ребенка должна начинаться на самых ранних стадиях болезни, составляя естественную и органическую часть лечебных мероприятий, дополняя и обогащая комплексное лечение; -процесс реабилитации должен осуществляться непрерывно, пока не будет достигнуто максимальное восстановление здоровья ребенка; -реабилитация на каждом этапе носит комплексный характер; -индивидуальный характер как программы реабилитации, так и применения средств учитывающих особенности личности ребенка и своеобразие патологических и функциональных изменений; -конечная цель реабилитации — возвращение ребенка к обычным для него условиям жизни, учебы, а при необходимых изменениях — адаптация к новым условиям жизни.
После прохождения курса адаптивной верховой езды, родители отмечают, что дети становятся более усидчивым. Сосредоточен на выполнении словесных инструкций тренера. Самостоятельно может принимать пищу, одеваться. Способность выполнить поставленные задачи, повысили самооценку у ребенка, что в свою очередь помогает в социализации и обучении.
Телеканал Волгоград 1 www.youtube.com/watch?v=_kCFh87P2q4
Вести Волгоград vk.com/im?sel=c198&z=video156227610_456240295%2F44
Волгоградская Правда vpravda.ru/obshchestvo/v-volgogradskoy-oblasti-malenkih-pacientov-lechat-s-pomoshchyu-ippoterapii-115226/#.YPKUVXvoBAE.vk
Всероссийский конкурс
проектов в области
социального предпринимательства