Всероссийский конкурс
проектов в области
социального предпринимательства
В настоящее время в Российской федерации в целом и в Нижегородской области в частности нет единой системы мониторинга развития детей раннего возраста (от 1 до 3 лет) не посещающих образовательные учреждения. От 0 до 1 года основная масса детей находятся на патронаже педиатров, прикрепляясь либо к детской поликлинике по месту жительства, либо к детскому медицинскому центру. Данный патронаж включает в себя в большей степени мониторинг физического развития ребенка.
По достижении 1 года жизни часть детей (около 30%) поступает в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, включаясь в психолого-педагогическое сопровождение. Именно система своевременной и ранней психолого- педагогической диагностики развития детей раннего возраста позволяет: — выявить детей с недостатками и нарушениями развития; — устранить разрыв между моментом определения первичного отклонения и началом целенаправленной коррекции; — определить оптимальный коррекционно-развивающий маршрут; — обеспечить индивидуальное психолого- педагогическое сопровождение ребенка и его семьи, соответствующее его психофизическим особенностям.
Данная задача является ведущим и очень важным этапом в системе психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста. Но как быть, если ребенок от 1 года до 3 лет не посещает дошкольное образовательное учреждение? Родители самостоятельно не могут понять есть ли отклонения в развитии ребёнка раннего возраста от 1 года до 3 лет, потому что: — Родители не обладают достаточными профессиональными психолого-педагогическими знаниями; — В раннем возрасте симптомы отклонений не очевидны; — Интернет зачастую переполнен некомпетентной информацией о симптоматике и методах само- коррекции, а именно этот источник является одним из основных информационных каналов для молодых родителей.
Большая часть детей дошкольного возраста включается в систему психолого-педагогического мониторинга лишь по достижении 3 лет, либо позднее, когда начинают посещать детский сад. Вместе с тем, по данным научного Центра здоровья детей РАМН, в настоящее время 85 % детей рождаются с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья, из них не менее 30 % нуждаются в комплексной реабилитации. Количество детей, которым требуется коррекционно-педагогическая помощь, достигает в дошкольном возрасте 25 %, а свыше 60 % детей относятся к «группе риска». Л. С. Выготский рассматривал принцип раннего диагностического изучения ребенка как один из непременных при организации раннего выявления отклонений в психическом развитии ребенка. Результаты отечественных научных исследований доказывают, что раннее выявление и ранняя комплексная коррекция отклонений в развитии ребенка позволяют предупредить появление дальнейших отклонений в его развитии, скорректировать уже имеющиеся нарушения, значительно снизить степень социальной недостаточности детей, достичь более высокого уровня их общего развития, впоследствии и образования, а также более успешной интеграции в общество.
Ранний период детства является наиболее важным и ответственным этапом в развитии ребенка. Именно в этот возрастной период происходит наиболее интенсивное формирование и созревание основных морфологических структур мозга, сензитивность психики, высокая пластичность мозга, от которых в наибольшей степени зависит формирование эмоций, интеллекта, речи, необходимых личностных качеств. В настоящее время является бесспорным, что ранняя диагностика ребенка, определяющая уровень и актуальную зону его развития в раннем детстве, необходима для своевременного выявления отклонений, планирования индивидуальных мер коррекции и профилактики, направленных на создание условий полноценного развития всех сторон психики ребенка.
В рамках проекта организуется система психолого- педагогического обследования детей раннего возраста от 1 года до 3 лет, не посещающих детский сад, которая позволяет: — выявить детей с недостатками и нарушениями развития; — устранить разрыв между моментом определения первичного отклонения и началом целенаправленной коррекции; — определить оптимальный коррекционно-развивающий маршрут; — обеспечить индивидуальное психолого- педагогическое сопровождение ребенка и его семьи, соответствующее его психофизическим особенностям.
Данная задача является ведущим и очень важным этапом в системе психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста, т. к. родители самостоятельно не всегда не могут понять есть ли отклонения в развитии ребёнка раннего возраста от 1 года до 3 лет, потому что
: — Родители не обладают достаточными профессиональными психолого-педагогическими знаниями; — В раннем возрасте симптомы отклонений не очевидны;
- Интернет зачастую переполнен некомпетентной информацией о симптоматике и методах само- коррекции, а именно этот источник является одним из основных информационных каналов для молодых родителей. Большая часть детей дошкольного возраста включается в систему психолого-педагогического мониторинга лишь по достижении 3 лет, либо позднее, когда начинают посещать детский сад.
Вместе с тем, по данным научного Центра здоровья детей РАМН, в настоящее время 85 % детей рождаются с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья, из них не менее 30 % нуждаются в комплексной реабилитации. Количество детей, которым требуется коррекционно-педагогическая помощь, достигает в дошкольном возрасте 25 %, а свыше 60 % детей относятся к «группе риска». В ходе проведения диагностики выявляются дети «группы риска», имеющие задержку и/или особенности развития.
Данная категория детей направляется на комплексное психолого-педагогическое сопровождение с участием специалистов: педагог программ раннего развития, логопед, педагог-психолог, дефектолог.Родители данной категории детей включаются в обучающие и информационные мероприятия, повышающие их родительскую компетентность в вопросах развития и образования ребенка, а также получают необходимую навигацию по дальнейшему коррекционно-развивающему маршруту ребенка.
Проект охватывает 2 целевые группы:
1. Дети раннего дошкольного возраста от 1 года до 3 лет, не посещающие дошкольные образовательные учреждения;
2. Родители детей раннего дошкольного возраста от 1 года до 3 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения.
образовании позволяет полностью удовлетворить запрос семей, имеющих детей в возрасте 3–7 лет, и на 78,7% покрывает спрос в услугах для детей в возрасте до 3 лет. Таким образом, 22,3 % детей раннего возраста остаются без психолого-педагогического сопровождения. Также на недостаточном уровне остается доступность учреждений. Проблемным является и вопрос качества дошкольного образования.
Затруднения возникают в связи с отсутствием единых подходов к определению параметров, по которым возможно оценить качество дошкольного образования. Одной из ключевых проблем Стратегии развития региона в области дошкольного образования является недостаточный уровень качества и доступности дошкольного и дополнительного образования, а также дефицит квалифицированных педагогических кадров в системе дошкольных образовательных учреждений.
Стратегическая цель концепции развития региона в системе образования: формировать современную образовательную среду равных возможностей для достижения персонального успеха каждым участником образовательного процесса: обеспечить условия для полноценной социализации, прогрессивного личностного развития и приобретения востребованных современной экономикой профессиональных навыков и компетенций. Задачами дошкольного образования в регионе являются:
▪ разработка и внедрение программ дошкольного образования, отвечающего запросам современного общества и семьи к воспитанию и творческо- интеллектуальному развитию ребенка от младенчества до поступления в школу;
▪ модернизация и развитие инфраструктуры системы дошкольного образования, внедрение современных технологий в образовательный процесс, в том числе с помощью механизма государственно-частного партнерства;
▪ формирование условий для увеличения доли негосударственного сектора в дошкольном образовании;
▪ развитие центров формирования и совершенствования родительских компетенций, взаимодействия и поддержки, психолого- педагогической и консультативной помощи по вопросам раннего развития детей, в том числе детей с ОВЗ и инвалидностью; повышение уровня вовлеченности родителей в образовательно- воспитательный процесс детей дошкольного возраста.
Таким образом, проект «Ранняя психолого- педагогическая диагностика» с использованием Экспертно-диагностического комплекса «Лонгитюд», станет хорошим подспорьем региону в вопросе контроля уровня развития подрастающего поколения и принятия своевременных соответствующих мер, связанных с определением индивидуального развивающего или коррекционного маршрута детей, нуждающихся в квалифицированной психолого- педагогической помощи. Проект также берет на себя функции психолого-педагогического и консультационного сопровождения родителей, имеющих детей раннего возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, в вопросах развития, воспитания и образования ребенка.
к повседневной жизни. Небольшое отставание в раннем возрасте успешно компенсируется при помощи специальных коррекционных занятий. И чем раньше выявлены проблемы и начата коррекция, тем больше у ребенка шансов вырасти психологически и интеллектуально здоровым, жить полноценной жизнью. Экспертно-диагностическая система «Лонгитюд» предназначена для: — определения уровня развития детей, начиная с двух месяцев; — выявления у детей отклонений в развитии; — контроля динамики развития ребёнка; — подготовки индивидуальной программы занятий для обследованного ребенка.
По сравнению с известными бланковыми и компьютерными средствами обследования детей, экспертно-диагностическая система «Лонгитюд» имеет следующие преимущества:
- Удобный интерфейс, облегчающий ввод, обработку и извлечение необходимых данных;
- Индивидуально ориентированная процедура обследования;
- Использование современных математических методов обработки данных;
- Полный цикл обработки данных — от сбора анамнеза и ответов на вопросы — к заключению и комплекту индивидуальных рекомендаций в удобной для пользователя форме (программа индивидуального развития ребенка с подборкой игр, упражнений и заданий, которые родитель может использовать для организации развивающих занятий с ребенком в условиях семьи);
- Ориентация на помощь специалистам в работе не только с детьми, но и с их родителями.
Для решения задач проекта ЧУДО «ДИВО» выбраны такие рекламные носители, которые:
1. обеспечивают максимальный охват — реклама на общественном транспорте;
2. расположены в локациях целевой аудитории проекта (родители детей раннего возраста) — наружная реклама на территории детских поликлиник. Дополнительно (без отдельных затрат и финансирования) организуется рекламная компания в сети Интернет:
1. Через сайт компании, а также сайты партнёров проекта;
2. Через группы в социальных сетях компании и социальные сети партнёров проекта;
Полиграфическая продукция к проекту: Полиграфическая продукция необходима как дополнительный контакт с целевой аудиторией проекта, чтобы родители могли взять с собой листовку и/или визитку с информацией по проекту, передать её знакомым и т. п. В рамках проекта используется распространение полиграфической продукции через партнёров проекта, а также размещение на их площадках плакатов проекта.
В проекте используется два вида баннеров:
1. Баннер ролл-ап (напольная конструкция, переносная) для размещения на территории партнёров проекта, как один из видов рекламы внутри помещения.
2. Баннеры растяжки на фасад зданий партнёров проекта, как дополнительный вид наружной рекламы.
Для обеспечения информационного сопровожденияпроекта определены 4 основных канала:
1. Телекомпания «ННТВ»- телерепортаж "Бесплатная психолого-педагогическая диагностика детей раннего возраста от 1 года до 3 лет в Центре «ДИВО»;
2. Детские поликлиники города и области- информирование пациентов сети детских поликлиник с системе патронажа (флаеры, информационные объявления, рассылка);
3. Управления дошкольного образования города и области- информирование родителей детей раннего возраста обратившихся по вопросу постановки на очередь в дошкольное образовательное учреждение;
4. Образовательные Центры «ДИВО» (9 филиалов)- информирование родителей детей раннего возраста через официальный сайт организации, социальные сети, информационные стенды подразделений и партнеров организации (46 организаций).
Инновационная составляющая проекта- Экспертная система индивидуального сопровождения развития детей «Лонгитюд», разработанная кафедрой психологии и лабораторией Центра технического сопровождения образовательных программ факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета. «Лонгитюд» используется для определения уровня познавательного, речевого, коммуникативного, психомоторного развития и контроля их динамики у детей от двух месяцев до семи лет (для проекта определена основная целевая группа- дети раннего дошкольного возраста от 1 года до 3 лет).
ЧДОУ "Центр «ДИВО» является официальным Пользователем данной программы в ПФО. Ранняя диагностика отклонений в психологическом развитии детей имеет большое значение для предупреждения формирования задержки развития и для ранней адаптации детей с проблемами в развитии к повседневной жизни. Небольшое отставание в раннем возрасте успешно компенсируется при помощиспециальных коррекционных занятий. И чем раньше выявлены проблемы и начата коррекция, тем больше у ребенка шансов вырасти психологически и интеллектуально здоровым, жить полноценной жизнью. Экспертно-диагностический комплекс «Лонгитюд» предназначен для:
- определения уровня развития детей, начиная с двух месяцев;
- выявления у детей отклонений в развитии;
- контроля динамики развития ребёнка;
- подготовки индивидуальной программы занятий для обследованного ребенка.
По сравнению с известными бланковыми и компьютерными средствами обследования детей, экспертно-диагностическая система «Лонгитюд» имеет следующие преимущества:
- Удобный интерфейс, облегчающий ввод, обработку и извлечение необходимых данных;
- Индивидуально ориентированная процедура обследования;
- Использование современных математических методов обработки данных;
- Полный цикл обработки данных — от сбора анамнеза и ответов на вопросы — к заключению и комплекту индивидуальных рекомендаций в удобной для пользователя форме;
- Ориентация на помощь специалистам в работе не только с детьми, но и с их родителями.
Проект находится в стадии активной реализации. В рамках проекта в 2021 г. уже проведено 1120 диагностик детей раннего возраста и оказано 2240 консультаций родителям данных детей. Реализация проекта продолжена в 2022 г.
учреждения;
- 8 детских больниц и детских поликлиник;
- 6 Управлений дошкольного образования,
- 4 Управления социальной защиты населения;
- 2 благотворительных фонда (БФ «НОНЦ», БФ «ОМК- участие»;
- 1 Автономная некоммерческая организация (АНО «Мир без границ»).
2. Организация системы психолого-педагогического сопровождения семей, имеющих детей раннего возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения. — Выявление детей «группы риска» и разработка своевременного коррекционного маршрута для ребенка и навигации родителя;
- 51 ребенок «группы риска» успешно прошли реабилитацию и адаптировались к детскому саду.
Для обеспечения успешной реализации и информационного сопровождения проекта определены 5 основных партнеров:
1. Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области и районные управления дошкольного образования Нижегородской области- информирование родителей детей дошкольного возраста, находящихся в системе семейного дошкольного образования;
2. Департамент образования г. Н. Новгорода и районные управления дошкольного образования г. Н. Новгорода — информирование родителей детей дошкольного возраста, находящихся в системе семейного дошкольного образования;
3. Министерство здравоохранения Нижегородской области и детские поликлиники г. Н. Новгорода и Нижегородской области – информирование родителей о проекте через систему медицинского патронажа; 4. Центр инноваций социальной сферы Нижегородской области – информационная поддержка проекта через районные социальные организации и НКО; 5. Региональный координатор федерального партийного проекта «Единая страна — доступная среда» партии «Единая Россия» — информационная поддержка проекта через информационный портал для людей с ОВЗ «Точка доступа»
Развитие проекта:
1. Развитие проекта через расширения географии проекта, открытие новых консультационных пунктов на базе Центра «ДИВО».
2. Расширение возрастных границ диагностики от 2 месяцев до 7 лет;
3. Развитие системы психолого-педагогической диагностики в Нижегородской области посредством обучения специалистов консультационных центров муниципальных дошкольных образовательных учреждений (при поддержке правительства Нижегородской области); 4. Поиск и привлечение новых партнёров в проект.
Всероссийский конкурс
проектов в области
социального предпринимательства