Ресурсный центр «Русский дом в Алапаевске» (РДА).

Территория реализации проекта

Федеральный округ
Уральский
Субъект Федерации
Свердловская область
Город
Алапаевск, Свердловская область

Информация об организации

Название
ПО «Уральский следопыт»
Год создания
2014
Руководитель
Никонов Андрей Семёнович
Электронная почта

Информация об авторе

Автор
Никонов Андрей Семенович
Должность
Председатель совета

Информация о проекте

Год начала реализации
2014
Номинация
Лучший проект социального предпринимательства в сфере обеспечения занятости, вовлечения в социально активную деятельность лиц, нуждающихся в социальном сопровождении
Социальная проблема, решаемая проектом

Настоящей проблемой в России стала острая нехватка учителей в школах. И это характерно не только для отдалённых территорий, но и для центральных районов. За постсоветский период количество сельских школ в России сократилось почти вдвое с 46 тысяч до 24, а городских с 23 тысяч до 18.

В Алапаевском районе большая часть малокомплектных школ в деревнях закрыта, предлагают детей возить в крупные сёла и город. Но закрытие школ приводит к исчезновению деревень. В сёлах и деревнях в условиях современной высокой степени механизации сельского труда школа становится основным «градообразующим предприятием», обеспечивая существенную часть квалифицированных рабочих мест.

В прошлом году участвовали в программе «Земский учитель» в Свердловской области zemteacher.apkpro.ru/ .

Было более семисот заявок от сельских школ. И только 49 учителей получили предложение на работу. При этом практически все просто переехали из других регионов, что в целом проблему с учителями в стране не решает. РДА ставит своей основной задачей решение кадровой проблемы, обеспечение школ квалифицированными учителями. Одновременно решается и проблема трудоустройства людей предпенсионного и пенсионного возраста, повышение социального статуса пожилого человека, возможность наиболее полно использовать накопленный жизненный опыт для воспитания нового поколения.

Краткое описание

В 2011 году в Хургаде (Египет) на средства семьи Никоновых при содействии корпорации «АФК-система» и РПЦ ( eparchia.patriarchia.ru/db/text/2223988.html ) было построено здание русской школы ( youtu.be/03a7_g95xpI ) .

По инициативе главы агентства Россотрудничество Евгения Примакова на базе этой школы в 2022 году был открыт «Русский дом в Хургаде» ( youtu.be/-i6YAgxTGl4 ) .

Идея негосударственных русских домов (НРД) была предложена Примаковым на ПМЭФ в 2021 году ( youtu.be/6y0s-ET5Dhg ) .

Это ответ на русофобскую истерию, развернутую в некоторых странах, в первую очередь в Европе. Деятельность государственных русских домов (ГРД) сильно ограничена, но частную инициативу трудно запретить или ограничить, на это и сделана ставка агентством

( russian.rt.com/world/news/902811-rossotrudnichestvo-obnovlenie-russkii-dom ) .

Поскольку у нас уже есть опыт 10- ти лет работы НРД в Хургаде, то нам было ясно, что НРД за рубежом наиболее эффективно работает, имея партнёра в России. Для «НРД в Хургаде» таким стал «Русский дом в Химках». Химки (Шереметьево) и Хургада связаны прямым авиасообщением. Муниципальная школа в Химках (Лунёвская СОШ, 11-й лицей) стала базовой для русской школы в Хургаде, готовится соглашение городов-побратимов. Химки как и Хургада, как это не звучит странно — портовый город, поскольку здесь проходит канал имени Москвы, так что города имеют намного больше общего, чем может показаться на первый взгляд. Чтобы росло количество НРД за рубежом, необходимо открывать новые НРД в России. К нам уже обратились соотечественники из Саудовской Аравии, Турции, Узбекистана, Бангладеш, Камбоджи с просьбой помочь им организовать НРД и открыть русские школы. Поэтому резко растёт актуальность НРД в России.

НРД в Алапаевске уже несколько лет открыто на базе частной школы в посёлке Нейво-Шайтанский. Епископ Алапаевский и Ирбитский Леонид в прошлом году был назначен епископом Аргентинским и Южноамериканским. Алапаевск привлекает внимание туристов и паломников со всего мира благодаря насыщенностью музеями, рассказывающими о многовековой истории города ( youtu.be/w3Xjbr95a8U ) .

У жителей города обширные связи с зарубежьем, особенно в Азии, Африке и Южной Америке. Так что создание большого ресурсного центра НРД в Алапаевске весьма актуально.

Целевая аудитория
  1. Люди предпенсионного и пенсионного возраста, люди с ОВЗ, способные к преподавательской деятельности в школе.
  2. Старшие школьники, готовые проверить себя в роли гидов-переводчиков, сопровождающих туристические группы.
Проблема или задача развития региона или России, решаемая проектом
  1. Решение проблемы дефицита кадров учителей в регионе, создание образовательного кластера.
  2. Развитие внутреннего туризма в регионе, создание туристического кластера.
  3. Подготовка кадров учителей для русских школ за рубежом в рамках реализации концепции «Русская школа за рубежом»

( special.kremlin.ru/catalog/keywords/32/events/50643 ) .

Реализуемый продукт или услуга, конкурентные преимущества
  1. Переподготовка лиц с высшим техническим и гуманитарным образованием, получение дополнительно педагогического образования. Сегодня переподготовку ведут на электронных платформах. Любой человек может получить диплом педагога на базе высшего образования. Однако, наличие диплома совсем не показатель годности к педагогической деятельности. Мы проводим с претендентами очную стажировку и выдаём сертификат годности «Русский учитель», что означает действительно соответствие современным требованиям, предьявляемых учителю. Мы также сопровождаем «начинающего учителя» в первый год его работы в школе, не оставляем без поддержки.
     
  2. Школьная ассоциация гидов. Туризм для Алапаевска мог бы стать основной статьёй бюджетного дохода, но из-за отсутствия профессиональных гидов гости города не видят город с его самых привлекательных сторон, знакомятся с мизерной частью истории города. Наличие «школьной ассоциации гидов» позволяет сопровождать всё большее количество туристов, увеличивая процент «возвращенцев» — людей, приезжающих в город на экскурсии повторно, а также привлекая внимание инвесторов, готовых вложиться в туристическую инфраструктуру города.
Каким образом достигается экономическая устойчивость, как целевая аудитория получает доступ к продуктам/услугам

Укажите, каким образом реализуется Ваш продукт или услуга?

  1. Заказчиком переподготовки по педагогическим специальностям могут выступать: — сами слушатели курсов переподготовки, самостоятельно оплачивая своё обучение. — администрация русской школы при направлении на обучение по целевому набору на вакансии в школу. — общественные организации и НКО соотечественников, проживающих за рубежом. — региональные и муниципальные власти по программе «Земский учитель» или аналогичным, а также по нацпроекту «Демография». Как целевая аудитория может получить доступ к Вашим продуктам или услугам?
  2. Доступ осуществляется при содействии Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства (СОФПП) ( sofp.ru/ ) .

Мы вошли в реестр «социальных предприятий» и получили субсидию от Министерства инвестиций и развития Свердловской области ( mir.midural.ru/news/informaciya-o-rezultatah-konkursnogo-otbora-napredostavlenie-grantov-v-forme-subsidiy ).

В структуре СОФПП создан «Центр кластерного развития» ( cluster.sofp.ru/ ), мы заявились в «Уральский образовательный кластер». Кроме того, в ближайшее время будет создан Туристический кластер «Сусанка», где мы будем развивать «индустрию гостеприимства».

Инновационная составляющая проекта, стадия готовности

Проект находится в стадии реализации, входит в состав «Самоцветного кольца» -

Реализуется ли проект по франшизе
нет

Ключевые показатели за период реализации проекта

Количество созданных рабочих мест за период реализации проекта (осуществления деятельности организации)
50
Количество благополучателей – потребителей продукта проекта за весь период реализации проекта (осуществления деятельности организации)
200
Количество трудоустроенных людей из числа людей с ОВЗ
20

Достигнутый социальный эффект за 2021 год

Прирост количества созданных рабочих мест за последний календарный год
10
Прирост количества благополучателей – потребителей продукта проекта за последний календарный год
30
Прирост количества трудоустроенных из числа социально незащищенных слоев населения
10
Дополнительные показатели социального эффекта и описание достигнутого эффекта
  • Предоставление пожилым людям новых возможностей по организации активного досуга и продление активной экономической деятельности с использованием опыта и профессиональных знаний.
  • Возможность продолжить активную жизнь притягивает людей в проект гидов- экскурсоводов по родным местам, учителей в школы Алапаевского района.

Экономический потенциал и устойчивость

Партнеры проекта
Администрация МО город Алапаевск оказывает информационную поддержку проекту, предоставляет информационные блоки в местной газете «Алапаевская газета».
Количество членов команды проекта
12
Члены команды проекта
  1. Никонов Андрей Семёнович,
  2. Беляков Сергей Николаевич,
  3. Санаров Павел Евгеньевич,
  4. Прохоров Дмитрий Сергеевич,
  5. Васильева Елена Андреевна,
  6. Санарова Ирина Владимировна,
  7. Данилин Алексей Юрьевич,
  8. Постовалов Лев Аркадьевич,
  9. Васильева Эльвира Аркадьевна,
  10. Клещёв Денис Сергеевич,
  11. Сахарова Елена Юрьевна
Возможность тиражирования и масштабирования

Агентство Россотрудничество выступает с инициативой социальной франшизы «Русский дом» за рубежом. Мы для обеспечения стабильности и большей устойчивости проекта расширили франшизу и распространили идею открытия «Русских домов» в регионах России, где в большинстве случаев многонациональный состав жителей, включая трудовых мигрантов.

youtu.be/poIv5f-0T7k

Объем вложенных средств с начала реализации проекта

Всего
50000000
Полученные из федерального бюджета
1650000
Собственные средства
47000000
Грантовые средства
900000
Иные источники
1800000
Дополнительные ресурсы, привлеченные для реализации проекта
  • Участие в грантовых программах агентства Росмолодёжь и ОАО «Корпорация МСП»,
  • привлечение актива общественных организаций «Опора России» и Русское географическое общество.
  • Участие в акселерационной программе «Прорыв» фонда поддержки предпринимательства СО.

disk.yandex.ru/i/xGWW3za8wUzvWA

Стадия окупаемости проекта
Стадия выхода на самоокупаемость, подключение муниципальных учреждений культуры, организация «центров общения» с гражданами пожилого возраста ok.ru/profile/574475889081/statuses/155425860711865

Взаимодействие с отраслевым региональным органом власти

Есть ли взаимодействие с отраслевым региональным органом власти
да
Название
Администрация МО город Алапаевск

Всероссийский конкурс

проектов в области

социального предпринимательства

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ