Всероссийский конкурс
проектов в области
социального предпринимательства
Кризис государственной системы образования закономерно привёл к росту недоверия родителей к школе. Всё больше взрослых всерьёз думают о том, чтобы выбрать для своих детей семейную форму обучения.
Российское законодательство предоставляет родителям право сделать такой выбор, учитывая мнение ребёнка. Люди выбирают семейное образование по разным причинам:
Однако для построения эффективного индивидуального образовательного маршрута для своего ребенка большему числу родителей нужна методическая поддержка и информационная помощь специалистов. Родители в целом по России, а в особенности в г. Орел и Орловской области испытывают массу трудностей, так как, большая часть из них не обладает достаточным объемом педагогических, психологических знаний, чтобы грамотно организовать обучение в семье.
Наш проект существовал с 2019 г. как общественное объединение, а в 2021 году получил юридический статус -автономная некоммерческая организация. В начале своего пути мы ставили перед собой задачу создать для детей, родители которых выбрали семейную форму образования, групповые занятия, где предполагали обучать их по предметам школьной программы и ожидаемыми результатами видели слаженную последовательную работу учителя и детей, обучающихся по заданному общеобразовательному маршруту. Однако время быстро показало, что идеальная картинка не складывается. Дети идут разные, часто уже с психологическими травмами, полученными в стенах школ, которые они посещали пусть и не длительное время.
Таким образом, к нашему Семейному Центру в течение нескольких лет присоединились ребята с различными формами СДВГ, рядом ОВЗ, либо заболеваниями, с которыми тяжело пребывать в рамках общешкольной системы:
Конечно, есть и нормотипичные дети. Отдельно, как категорию выделим приемных детей, сейчас в нашем Центре три семьи с приемными детьми, которым требуется пристальное внимание, у всех ребят диагностирован синдром дефицита внимания в разных формах.
Первой задачей, которую мы реализовали – это сформировали малокомплектные классы (до 10 человек). Создали условия для благополучной семейной атмосферы в коллективе в целом. Для этого мы систематически ведем психолого – педагогические консультации с родителями, как индивидуальные, так и в формате круглых столов. Устраиваем мероприятия на сплочение коллектива как детского, так и взрослого. Это могут быть формы тренингов, сказкотерапия, арт- терапия, театротерапия. Только после так называемого психологического «оттаиваивания» и осознания собственного приятия и значимости ребенок может нормально включиться в образовательный маршрут.
Во- вторых, при приеме в Центр мы, с согласия родителей, стали проводить как групповую, так и индивидуальную нейропсихологическую диагностику. Такой подход помог решить сразу ряд проблем, связанных с обучением детей. В первую очередь он помогает выстроить точный индивидуальный маршрут. Либо объединить ребят в микрогруппы по схожим признакам нарушений функций познавательной деятельности и вести эффективную дополнительную коррекционную помощь. В-третьих мы начали уделять серьезное внимание формированию навыков письма, как высшего психического акта. Как правило, почти все дети с трудностями обучения имеют очень нехороший почерк. Для нас письмо, его анализ, отслеживание этапов формирования – это и диагностика, и коррекция многих проблем: оптической, регуляторной дисграфии, пространственного мышления, гигиена правильной осанки и пр.
Для работы мы используем прописи и методические разработки И. А. Горячевой, методиста Русской Классической Школы, основанные на материалах советской и дореволюционной школы, однако адаптированные под современного ребенка. Значимость и терапевтичность правильного письма мы защитили в проекте «Оздоровительная каллиграфия» и получили высокую оценку и одобрение у специалистов Орловской области по грантовой поддержке
(vk.com/blagovest_rksh?z=photo329899477_457240684%2Fwall-197827568_536).
Четвертой задачей, которую мы решаем — это повышение мотивации у детей к изучению культурно — исторического наследия России. При формировании ценностного отношения к прошлому главная задача — пробудить интерес к истории, вызвать чувство гордости и восхищения. Преподавание истории Родины младшим школьникам имеет давние, глубокие корни в российской исторической традиции. С XVIII века, сначала для дворянских детей 9-12 лет, а во второй половине XIX курс истории прочно вошел в программы образовательных учреждений. Важнейшее значение для методики обучения истории и ныне имеют пособие К. Д. Ушинского «Родное слово», прежде всего его разделы «Первое знакомство с Родиной», «Из русской истории»,
(Источник информации — портал История.РФ, histrf.ru/uchenim/otkritoe-obsuzhdenie/post-288).
Мы используем учебники, которые, в первую очередь, рассчитаны на ребенка 7-10-ти летнего возраста. ߑИ даже название этих пособий не учебники – а книги для чтения. Научные факты рассматриваются в контексте Православия, переплетаются с былинами и житиями Святых, чьи подвиги оставляют в душах детей неизгладимый отпечаток. Любовь к Истории не может возникнуть сама по себе, её нужно воспитывать, пестовать, поощрять. Тогда с возрастом она будет только крепнуть и наши дети будут расти настоящими патриотами!
Еще одним важным звеном в работе нашего проекта является художественно- эстетическая направленность. К нашему большому сожалению, в общеобразовательной школе вслед за неактуальностью красивого письма ушла значимость изобразительного искусства. Предметы ИЗО и Труд часто заменяются Арифметикой или окружающим миром. В свою очередь, ребенок, у которого и так идет отрицание к этим предметам, лишается последней отдушины, где он мог бы реализоваться как личность, выразить свои эмоции, насладиться процессом, тем самым снизить уровень тревоги. Очень часто наш педагог по ИЗО (профессиональный художник, дизайнер, иллюстратор детских книг) вынуждена просто «отогревать» ребят, пришедших к нам из общеобразовательной школы. Разочарование в собственных силах и умениях, низкая мотивация, непонимание значимости предмета — частые проблемы новых ребят. Применяя методы арт — терапии, коллективных работ нам удается раскрыть художника в каждом ребенка, и они чувствуют свои силы!
И последнее, что мы не можем не упомянуть — это наша театральная деятельность. Она является собирательным предметом, результатом творческой деятельности, выразительности речи, умения коллективного взаимодействия и даже психотерапией. Конечно, примеряя на себя разные образы и ситуации ребенок развивает эмоциональный интеллект — а это сейчас одно из приоритетных жизненных умений. С 2019 по 2022г. наши ребята участвовали не раз в театральных конкурсах, в том числе инклюзивных, и занимали призовые места в разных номинациях. Отдельно следует добавить наше направление дошкольной подготовки детей к школе. Оно начинается с 4- х летнего возраста, имеет строго определенные задача для каждого возрастного этапа. В микрогруппах мы очень внимательно подходим к каждому ребенку, первоочередной задачей ставим формирование фонематического слуха, а также подготовке к письму. В игровой форме мы проводим диагностику, определяем ведущую руку, учим родителей правильно обходиться с леворукими детьми и амбидекстерами.
взаимодействие всех взрослых участников образовательного процесса при формировании дружелюбной образовательной среды как основы развития каждого ребенка. В процессе обучения мы решаем задачи не только собственно обучения, но и культурного развития, нравственного становления ребенка.
Для создания дружелюбной среды важно учитывать его индивидуальные особенности, проявлять дружественное внимание со стороны взрослого: учителя, психолога к конкретному ребенку.
В нашем Центре идет взаимодействие педагога, как главной фигуры, реализующей функции образования и воспитания, со всеми участниками образовательного процесса.
Всероссийский конкурс
проектов в области
социального предпринимательства