Центр поддержки семейного образования «БЛАГОВЕСТ»- образование, воспитание и развитие вне школы

Территория реализации проекта

Федеральный округ
Центральный
Субъект Федерации
Орловская область
Город
Орел

Информация об организации

Название
Семейный Центр развития творческих, ментальных способностей и реализации социально-культурных проектов «БЛАГОВЕСТ» имени Святого благоверного князя Александра Невского.
Год создания
2021
Руководитель
Усынина Ксения Юрьевна
Электронная почта

Информация об авторе

Автор
Усынина Ксения Юрьевна
Должность
Директор

Информация о проекте

Год начала реализации
2021
Номинация
Лучший социальный проект некоммерческой организации в сфере дополнительного образования и воспитания детей
Социальная проблема, решаемая проектом
  • Поддержка и консультационная помощь семьям выбравшим семейную форму обучения.
  • Развитие инклюзивного образования.
  • Выстраивание педагогического маршрута таким образом, чтобы дети с трудностями в обучении могли учиться по общеобразовательной программе с постоянной положительной динамикой.
Краткое описание

Кризис государственной системы образования закономерно привёл к росту недоверия родителей к школе. Всё больше взрослых всерьёз думают о том, чтобы выбрать для своих детей семейную форму обучения.

Российское законодательство предоставляет родителям право сделать такой выбор, учитывая мнение ребёнка. Люди выбирают семейное образование по разным причинам:

  1. религиозные, так как уклад жизни этих семей часто несовместим со школьным распорядком;
  2.  причины, связанные с физиологическими и психическими особенностями детей, например, синдром дефицита внимания и гиперактивности является одним из самых распространённых факторов нарушения поведения и проблем в учебе у детей школьного возраста;
  3. раннее интеллектуальное развитие, когда дети опережают школьную программу и используют интеллектуальные механизмы, которые характерны для детей более старшего возраста;
  4.  трудности с адаптацией и взаимодействием ребенка с детским коллективом;
  5. сложности с обучением, обусловленные, к примеру, потерей мотивации к учебной деятельности;
  6.  неудовлетворенность родителей качеством и организацией школьного образования.

Однако для построения эффективного индивидуального образовательного маршрута для своего ребенка большему числу родителей нужна методическая поддержка и информационная помощь специалистов. Родители в целом по России, а в особенности в г. Орел и Орловской области испытывают массу трудностей, так как, большая часть из них не обладает достаточным объемом педагогических, психологических знаний, чтобы грамотно организовать обучение в семье.

Наш проект существовал с 2019 г. как общественное объединение, а в 2021 году получил юридический статус -автономная некоммерческая организация. В начале своего пути мы ставили перед собой задачу создать для детей, родители которых выбрали семейную форму образования, групповые занятия, где предполагали обучать их по предметам школьной программы и ожидаемыми результатами видели слаженную последовательную работу учителя и детей, обучающихся по заданному общеобразовательному маршруту. Однако время быстро показало, что идеальная картинка не складывается. Дети идут разные, часто уже с психологическими травмами, полученными в стенах школ, которые они посещали пусть и не длительное время.

Таким образом, к нашему Семейному Центру в течение нескольких лет присоединились ребята с различными формами СДВГ, рядом ОВЗ, либо заболеваниями, с которыми тяжело пребывать в рамках общешкольной системы:

  • астма, тромбоцитопения и пр.;
  • девочка- колясочница,
  • тревожные дети,
  • дети с «двойной исключительностью»,
  • с синдромом Аспергера, список можно продолжать.

Конечно, есть и нормотипичные дети. Отдельно, как категорию выделим приемных детей, сейчас в нашем Центре три семьи с приемными детьми, которым требуется пристальное внимание, у всех ребят диагностирован синдром дефицита внимания в разных формах.

Первой задачей, которую мы реализовали – это сформировали малокомплектные классы (до 10 человек). Создали условия для благополучной семейной атмосферы в коллективе в целом. Для этого мы систематически ведем психолого – педагогические консультации с родителями, как индивидуальные, так и в формате круглых столов. Устраиваем мероприятия на сплочение коллектива как детского, так и взрослого. Это могут быть формы тренингов, сказкотерапия, арт- терапия, театротерапия. Только после так называемого психологического «оттаиваивания» и осознания собственного приятия и значимости ребенок может нормально включиться в образовательный маршрут.

Во- вторых, при приеме в Центр мы, с согласия родителей, стали проводить как групповую, так и индивидуальную нейропсихологическую диагностику. Такой подход помог решить сразу ряд проблем, связанных с обучением детей. В первую очередь он помогает выстроить точный индивидуальный маршрут. Либо объединить ребят в микрогруппы по схожим признакам нарушений функций познавательной деятельности и вести эффективную дополнительную коррекционную помощь. В-третьих мы начали уделять серьезное внимание формированию навыков письма, как высшего психического акта. Как правило, почти все дети с трудностями обучения имеют очень нехороший почерк. Для нас письмо, его анализ, отслеживание этапов формирования – это и диагностика, и коррекция многих проблем: оптической, регуляторной дисграфии, пространственного мышления, гигиена правильной осанки и пр.

Для работы мы используем прописи и методические разработки И. А. Горячевой, методиста Русской Классической Школы, основанные на материалах советской и дореволюционной школы, однако адаптированные под современного ребенка. Значимость и терапевтичность правильного письма мы защитили в проекте «Оздоровительная каллиграфия» и получили высокую оценку и одобрение у специалистов Орловской области по грантовой поддержке

(vk.com/blagovest_rksh?z=photo329899477_457240684%2Fwall-197827568_536).

Четвертой задачей, которую мы решаем — это повышение мотивации у детей к изучению культурно — исторического наследия России. При формировании ценностного отношения к прошлому главная задача — пробудить интерес к истории, вызвать чувство гордости и восхищения. Преподавание истории Родины младшим школьникам имеет давние, глубокие корни в российской исторической традиции. С XVIII века, сначала для дворянских детей 9-12 лет, а во второй половине XIX курс истории прочно вошел в программы образовательных учреждений. Важнейшее значение для методики обучения истории и ныне имеют пособие К. Д. Ушинского «Родное слово», прежде всего его разделы «Первое знакомство с Родиной», «Из русской истории»,

(Источник информации — портал История.РФ, histrf.ru/uchenim/otkritoe-obsuzhdenie/post-288).

Мы используем учебники, которые, в первую очередь, рассчитаны на ребенка 7-10-ти летнего возраста. ߑИ даже название этих пособий не учебники – а книги для чтения. Научные факты рассматриваются в контексте Православия, переплетаются с былинами и житиями Святых, чьи подвиги оставляют в душах детей неизгладимый отпечаток. Любовь к Истории не может возникнуть сама по себе, её нужно воспитывать, пестовать, поощрять. Тогда с возрастом она будет только крепнуть и наши дети будут расти настоящими патриотами!

Еще одним важным звеном в работе нашего проекта является художественно- эстетическая направленность. К нашему большому сожалению, в общеобразовательной школе вслед за неактуальностью красивого письма ушла значимость изобразительного искусства. Предметы ИЗО и Труд часто заменяются Арифметикой или окружающим миром. В свою очередь, ребенок, у которого и так идет отрицание к этим предметам, лишается последней отдушины, где он мог бы реализоваться как личность, выразить свои эмоции, насладиться процессом, тем самым снизить уровень тревоги. Очень часто наш педагог по ИЗО (профессиональный художник, дизайнер, иллюстратор детских книг) вынуждена просто «отогревать» ребят, пришедших к нам из общеобразовательной школы. Разочарование в собственных силах и умениях, низкая мотивация, непонимание значимости предмета — частые проблемы новых ребят. Применяя методы арт — терапии, коллективных работ нам удается раскрыть художника в каждом ребенка, и они чувствуют свои силы!

И последнее, что мы не можем не упомянуть — это наша театральная деятельность. Она является собирательным предметом, результатом творческой деятельности, выразительности речи, умения коллективного взаимодействия и даже психотерапией. Конечно, примеряя на себя разные образы и ситуации ребенок развивает эмоциональный интеллект — а это сейчас одно из приоритетных жизненных умений. С 2019 по 2022г. наши ребята участвовали не раз в театральных конкурсах, в том числе инклюзивных, и занимали призовые места в разных номинациях. Отдельно следует добавить наше направление дошкольной подготовки детей к школе. Оно начинается с 4- х летнего возраста, имеет строго определенные задача для каждого возрастного этапа. В микрогруппах мы очень внимательно подходим к каждому ребенку, первоочередной задачей ставим формирование фонематического слуха, а также подготовке к письму. В игровой форме мы проводим диагностику, определяем ведущую руку, учим родителей правильно обходиться с леворукими детьми и амбидекстерами.

Целевая аудитория
  • Дети 4-7 лет
  • Дети 7-15 лет
  • Родители
Проблема или задача развития региона или России, решаемая проектом
  1. Проблема кризиса государственной системы образования, невнимание к индивидуальным особенностям ребенка, становится причиной перевода детей на семейное образование как одну из форм образования. (ФЗ No273…) Мы создаем для детей, которые вышли из общеобразовательной системы альтернативу в форме групп дневного пребывания. Здесь дети совместно, под руководством педагогов по программам не противоречащим нейропсихологическим принципам занимаются как общеобразовательными предметами, так и по дополнительным.
     
  2. Проблема большого информационного потока в области педагогики для родителей, в котором они теряются и не могут грамотно выстроить программу отношений с ребенком как в педагогической так и в психологической сферах, включая дошкольное детство и умения определять нормы возрастного развития и готовности к школе. Мы обучаем родителей выстраивать стратегии как педагогические, так и направленные на улучшение эмоционального фона межличностных отношений в семье. Проводим индивидуальные беседы, групповые консультации по вопросам возрастных особенностей, формирования психических функций (нормы и признаки нарушений), гигиены рабочего места ребенка и пр.
Реализуемый продукт или услуга, конкурентные преимущества
  • Низкая (относительно конкурентов) стоимость услуг.
  • Широкий спектр услуг.
  • Помощь детям имеющим трудности в обучении, помощь детям инвалидам.
Каким образом достигается экономическая устойчивость, как целевая аудитория получает доступ к продуктам/услугам
Экономическая устойчивость достигается за счет добровольных пожертвований, спонсорской помощи, оказания платных услуг
Инновационная составляющая проекта, стадия готовности

взаимодействие всех взрослых участников образовательного процесса при формировании дружелюбной образовательной среды как основы развития каждого ребенка. В процессе обучения мы решаем задачи не только собственно обучения, но и культурного развития, нравственного становления ребенка.

Для создания дружелюбной среды важно учитывать его индивидуальные особенности, проявлять дружественное внимание со стороны взрослого: учителя, психолога к конкретному ребенку.

В нашем Центре идет взаимодействие педагога, как главной фигуры, реализующей функции образования и воспитания, со всеми участниками образовательного процесса.

Реализуется ли проект по франшизе
нет

Ключевые показатели за период реализации проекта

Количество созданных рабочих мест за период реализации проекта (осуществления деятельности организации)
2
Количество благополучателей – потребителей продукта проекта за весь период реализации проекта (осуществления деятельности организации)
200
Количество трудоустроенных из числа социально незащищенных слоев населения
2

Достигнутый социальный эффект за 2021 год

Экономический потенциал и устойчивость

Партнеры проекта
  • МБОУ Школа No35 г. Орел в лице директора Романовой Марины Александровны) Консультационная помощь, помощь в проведении промежуточной аттестации.
  • Алтушкина Татьяна Анатольевна -руководитель проекта «Русская классическая школа», оказание спонсорской помощи в приобретении учебных и учебно- методических пособий.
  • АО «Экосити» г. Орел в лице директора Парахина Ю. А. -благотворительная помощь
  • АО «Орелмасло» г. Орел- спонсорская помощь
  • Орловский областной центр народного творчества — предоставление площадки, сцены для проведения мероприятий. Совместные мероприятия «Троицкие хороводы», «Каллиграфия».
  • Бутусов Владимир Петрович -спонсорская помощь.
  • Кошелев Олег Петрович-спонсорская помощь
Количество членов команды проекта
5
Члены команды проекта
  1. Усынина Ксения Юрьевна- Руководитель проекта, педагог, нейропсихолог
  2. Кузенкова Ирина Валерьевна- администратор и бухгалтер
  3. Шуфтайкина Юлия Ивановна- педагог, художник
  4. Абросимова Татьяна Викторовна- педагог по истории
  5. Сотникова Татьяна Николаевна- педагог (английский язык, начальные классы)
Возможность тиражирования и масштабирования
  • Работа с большим количеством детей и родителей, столкнувшихся со сложностями в обучении.
  • Достижение качественного показателя по работе с целевой группой в г. Орел и Орловской области

Объем вложенных средств с начала реализации проекта

Всего
650000
Собственные средства
100000
Иные источники
250000
Дополнительные ресурсы, привлеченные для реализации проекта
Спонсорская помощь, грантовые средства
Стадия окупаемости проекта
2 года

Ссылки

Социальные сети проекта
Презентация проекта
Дополнительные материалы

Взаимодействие с отраслевым региональным органом власти

Есть ли взаимодействие с отраслевым региональным органом власти
нет

Всероссийский конкурс

проектов в области

социального предпринимательства

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ