Всероссийский образовательный проект «Образ. будущего»

Территория реализации проекта

Федеральный округ
Приволжский
Субъект Федерации
Республика Башкортостан
Город
г. Уфа

Информация об организации

Название
Индивидуальный предприниматель Шадрина Айгюль Эльшадовна
Год создания
2019
Руководитель
Шадрина Айгюль Эльшадовна
Электронная почта

Информация об авторе

Автор
Шадрина Айгюль Эльшадовна
Должность
ИП

Информация о проекте

Год начала реализации
2017
Номинация
Лучший проект социального предпринимательства в сфере дополнительного образования и воспитания детей
Социальная проблема, решаемая проектом

По данным исследования Росстата, проведенном в июне 2022 года, 30-35% студентов, окончивших вузы в 2018-2020 годах по промышленным и техническим направлениям подготовки, не работают по своей специальности

(ссылка на источник: vk.cc/ciB4CH).
 

Причиной сложившейся ситуации чаще всего служит неверный выбор профессии, вследствие оторванности образовательного процесса в школьной среде от реалий современного рынка и неосведомленности самих школьников о состоянии рынка труда и профессий. Подтверждением этого тезиса служат слова научного руководителя ФНИСЦ РАН, академика Михаила Горшкова: «… высшая школа должна учитывать запросы рынка труда и гибко на них реагировать, а этого пока не происходит. Надо пересмотреть сами критерии эффективности учебных заведений. Во главу угла ставить практические результаты их работы — сколько студентов учится по направлениям предприятий, сколько трудоустроено по основной специальности, насколько успешную карьеру выпускники делают в первые пять лет»

(ссылка на источник: vk.cc/ciIXhu).
 

В результате, в лучшем случае, выпускнику вуза, который совсем недавно был тем самым школьником, приходится тратить первые несколько лет на адаптацию и подготовку к применению его теоретических знаний на практике. А в худшем случае — выпускники просто не идут работать на предприятия. При этом, ежегодно студентами по всей России становятся порядка 724 тысячи человек

(ссылка на источник: vk.cc/ciIZ9p)

(учащиеся 11 классов, которые сдавали ЕГЭ), которые впоследствии будут выпускниками вуза. И перед каждым из этих школьников встает вопрос о выборе своей будущей профессии.

Становится очевидным, что решение проблемы осознанного подхода к выбору своей будущей профессии и дальнейшего трудоустройства возможно, если приступить к этому со школьной скамьи. Но, к сожалению, сами подростки не осознают существование данной проблемы, хотя потребность к интересной, современной профориентации, которая не только агитирует, но и объясняет, безусловно, имеется.

Краткое описание

«Образ. будущего» – проект, который помогает подросткам из промышленных регионов России найти своё призвание в промышленных отраслях, имеющих стратегическое значение для регионов, в которых они проживают.

Кроме этого, проект способствует выстраиванию системы некоммерческой внеучебной работы российских промышленных компаний с подростками в регионах с целью повышения их мотивации к работе в промышленности, а также формирования собственного кадрового потенциала.

Целевая аудитория
  1. Школьники 7-11 классов
  2. Учителя естественно-научных и точных предметов
Проблема или задача развития региона или России, решаемая проектом
  1. Дефицит инженерных высококвалифицированных кадров на промышленных предприятиях (по данным Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ: до 22% промышленных предприятий испытывают дефицит квалифицированных кадров);
  2.  Отток населения из промышленных городов России (по данным Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС: отток населения из промышленных городов составил 36%);
  3.  Интеллектуальная эмиграция в отраслях промышленности (по данным Российской академии наук: число ученых и высококвалифицированных специалистов, которые уезжают из России, увеличилось в 5 раз в период с 2012 по 2021 г.);
Реализуемый продукт или услуга, конкурентные преимущества
  •  Услуги по консультированию промышленной компании и разработке для нее годовой стратегии работы с подростками в регионе, где компании испытывают «кадровый голод».

Пример: Разработка годовой программы профориентационных мероприятий в 5 городах Красноярского края для компании «Полюс» в рамках запуска проекта «Полюс-класс», 2020 г. — Услуги по разработке образовательного и/или профориентационного мероприятия под брендом промышленной компании, его упаковке и запуску в регионе, обучение сотрудников самостоятельному проведению.

Пример: Разработка и запуск цикла мастер-классов по нефтехимии для 2 000 подростков и обучающей программы для 100 учителей химии Республики Татарстан под брендом компании «Татнефть», 2021 г.

  •  Образовательная игра-симулятор «Промышленность будущего», услуги по адаптации игры под компанию и проведению серии игр на ее площадках для групп подростков.

Пример: Адаптация игры-симулятора под нефтедобывающую промышленность и проведение цикла из 4 игр на площадках компании «Лукойл», 2022 г

Конкурентные преимущества:

  1. Проект, в отличие от многих других образовательных и профориентационных проектов, работает в сегменте B2B, что позволяет получать корпоративный заказ на разработку масштабных мероприятий и взаимодействовать с подростками, учителями и родителями в некоммерческом формате, создавая равные возможности и повышая доступность услуг для регионов.
     
  2.  Проект является одним из стратегически важных направлений работы Молодежного совета при Министерстве энергетики России, что позволяет проводить пилотирование услуг на площадках промышленных компаний нефтегазовой отрасли.
     
  3.  Проект сосредоточен на промышленных отраслях. Методисты проекта имеют реальный опыт работы на предприятиях, являются экспертами в области нефтехимии, металлургии, энергетики и экологии.
     
  4.  Набор услуг и продуктов проекта соответствуют самым актуальным запросам промышленных компаний: ранний кадровый резерв, CSR- воздействия, ESG-воздействия.
     
  5.  Наполнение предлагаемых услуг разрабатывается с учетом региональной специфики, в которой находятся компании и, соответственно, подростки и учителя, которые будут пользоваться конечным продуктом.
Каким образом достигается экономическая устойчивость, как целевая аудитория получает доступ к продуктам/услугам

Экономическая устойчивость осуществляется за счет реализации продуктов и услуг проекта промышленным компаниям, заинтересованным в формировании собственного кадрового резерва. Разработанные образовательные/профориентационные мероприятия в дальнейшем передаются школьникам и учителям для их дальнейшего самостоятельного использования.

Также команда проекта осуществляет выезд в регионы присутствия промышленных компаний и сама проводит уникальные образовательные мероприятия, непосредственно взаимодействуя с целевой аудиторией.

Кроме того, устойчивость будет достигаться за счет уникальной зарегистрированной технологии образовательного симулятора «Промышленность будущего», уникальных вариаций адаптаций симулятора под конкретные отрасли и предприятия, а также за счет дефицита качественных образовательных продуктов в области промышленности.

Инновационная составляющая проекта, стадия готовности

Основным продуктом проекта является образовательная игра-симулятор «Промышленность будущего». Инновационная составляющая заключается в том, что данная игра сочетает в себе аналоговую и digital-часть, т. е. является частью креативных индустрий.

  • аналоговая часть: участники из готовых раздаточных наборов формируют макет производства на специальной поверхности и выставляют на нем персонажей;
  • digital-часть: бот-модератор, совместно с технологиями смешанной реальности (MR), погружает участников в ситуации, поэтапно высылает необходимые материалы и производит проверку знаний.

Таким образом, участники используют привычный для них формат восприятия информации (через телефон), но при этом не погружаются в него с головой. Основное взаимодействия между ними, вся коммуникация осуществляется вживую на игровой плоскости. Технологии дополненной реальности позволяют более полно погрузить участников в условия промышленного предприятия (звуковое сопровождение, проекция отдельных элементов на игровой плоскости), а также раскрыть более сложные технические элементы производства на бумаге (AR-сканер).

Реализуется ли проект по франшизе
нет

Ключевые показатели за период реализации проекта

Количество благополучателей – потребителей продукта проекта за весь период реализации проекта (осуществления деятельности организации)
12276

Достигнутый социальный эффект за 2021 год

Прирост количества благополучателей – потребителей продукта проекта за последний календарный год
10000
Дополнительные показатели социального эффекта и описание достигнутого эффекта

Проведено более 180 вовлекающих мероприятий нестандартного формата в партнерстве с 5 промышленными корпорациями-партнерами.

Охват проекта составляет более 11 770 подростков и 506 учителей из 192 городов России.

Экономический потенциал и устойчивость

Партнеры проекта
Промышленные компании, с которыми работает команда проекта:
  • ПАО «НК Роснефть»,
  • ПАО «СИБУР Холдинг»,
  • ПАО «Татнефть»,
  • ПАО «Полюс»,
  • ОК «РУСАЛ».
Образовательные учреждения:
  • Уфимский государственный нефтяной технический университет,
  • Сибирский федеральный университет,
  • РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина,
  • СберУниверситет.
Организации и органы самоуправления:
  • Молодежный совет при Министерстве энергетики РФ,
  • Молодежный парламент при Госдуме РФ,
  • Государственный комитет Республики Башкортостан по молодежной политике,
  • Агентство Республики Башкортостан по предпринимательству.
Количество членов команды проекта
4
Члены команды проекта
  1. Сабитов Глус Радикович — менеджер по разработке социальных проектов и привлечению грантовых средств, эксперт в области нефтегазодобычи;
  2. Тимербулатова Гульюзум Шаймуратовна — менеджер по реализации специальных проектов с корпорациями, эксперт в области нефтехимии
  3. Байкова Лилия Ринатовна — менеджер-разработчик образовательной игры- симулятора, эксперт в области экологии
  4. Стычинский Дмитрий Станиславович — корпоративный психолог команды, эксперт в области конфликтологии, клинический психолог
Возможность тиражирования и масштабирования

Реализация проекта может быть тиражирована за счет расширения количества промышленных регионов страны, в том числе, затрагивающие другие отрасли промышленности — машиностроительную, металлургическую, фармацевтическую и др. При необходимости, для разработки игры будут привлекаться эксперты в конкретной отрасли промышленности.

Таким образом, предполагается увеличение охвата благополучателей и, как следствие, более глубокое решение социальной проблемы.

Объем вложенных средств с начала реализации проекта

Всего
15000000
Собственные средства
1000000
Грантовые средства
3100000
Иные источники
10900000
Источники грантовых средств
1. Грантовый конкурс для социальных предпринимателей Минэкономразвития РФ 3. Иное
Дополнительные ресурсы, привлеченные для реализации проекта
  • Человеческие ресурсы команды основателей
  • Партнерская поддержка проекта (Молодежный совет при Министерстве энергетики Российской Федерации и промышленные компании-партнеры)
Стадия окупаемости проекта
Проект полностью самоокупился и приносит прибыль

Ссылки

Сайт проекта
Социальные сети проекта
Публикации о проекте

Деятельность проекта и его представителей регулярно освещаются в международных, федеральных и региональных средствах массовой информации:

Международные: Федеральные: 
  • vk.cc/ciB3Dx (Как в России заинтересовать молодежь карьерой в сфере промышленности — РБК Тренды);
  • vk.cc/ciB3Ey (Развитие системы образования — Радио Комсомольская правда);
  •  vk.cc/ciB3Fd (Презентация проектов перед Россотрудничетвом — АСИ);
  • vk.cc/ciB3FO (Международный онлайн-форум «Наука и технологии в образовании» — АСИ).
Региональные:
  • vk.cc/ciB3GP (итоговое мероприятие годового обучающего исследования «В поисках углеродного следа»)
  • vk.cc/ciB3I7 (образовательный проект «Нефтяная кухня»);
  • vk.cc/ciB3IP (образовательный проект «Полюс-класс»);
  • vk.cc/ciB3K1 (обучение учителей химии).
Презентация проекта
Дополнительные материалы

Взаимодействие с отраслевым региональным органом власти

Есть ли взаимодействие с отраслевым региональным органом власти
да
Название
Министерство предпринимательства и туризма Республики Башкортостан

Всероссийский конкурс

проектов в области

социального предпринимательства

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ