Инклюзивная смена детского отдыха «ЗАРЯдное настроение»

Территория реализации проекта

Федеральный округ
Приволжский
Субъект Федерации
Пензенская область
Город
Пенза

Информация об организации

Название
ООО Детский оздоровительный лагерь «Заря»
Год создания
1996
Руководитель
Столярова Юлия Александровна
Электронная почта

Информация об авторе

Автор
Столярова Юлия Александровна
Должность
Директор

Информация о проекте

Год начала реализации
1996
Номинация
Лучший проект социального предпринимательства в сфере социального туризма
Социальная проблема, решаемая проектом

Наш проект решает две основные проблемы инклюзивного отдыха:

  • моральная неготовность общества к инклюзии;
  • нехватка компетентных специалистов, способных реализовать инклюзивную программу образования, включающую детский отдых
Краткое описание

Проект «Инклюзивная смена «ЗАРЯдное настроение» в ДОЛ «Заря» Автор: Директор ООО ДОЛ «Заря» Столярова Ю. А. г. Пенза 2022 г.

ООО ДОЛ «Заря» является самым крупным лагерем в регионе и единственным частным предприятием предоставляемый услугу по отдыху и оздоровлению детей в летний период. Лагерь располагается в Пензенской области, пос. Подлесный в сосновом бору. В жилых корпусах имеются просторные холлы, что позволяет независимо от погодных условий проводить эффективную командную работу с детьми. С 1996 по 2015 года наша организация называлась ООО «ДОЛ-Заря», с 2015 без смены директора поменяли название на ООО ДОЛ «Заря».

Поскольку решение проблем охраны здоровья и социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья являются приоритетными направлениями государственной политики, то ДОЛ «Заря» каждый год в течении 26 лет организовывал инклюзивную смену для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов, проживающих в Пензенской области и не только. Общее количество детей с ОВЗ и детей- инвалидов принятых в 2022 году 36 человек. Это были воспитанники ГБОУ «Неверкинская школа-интернат, обучающихся по адаптированным образовательным программам», ГБСУ СО «Мокшанский детский дом – интернат для умственно отсталых детей», а также воспитанники ГБУ ССЗН «Областной социально – реабилитационный центр для детей и молодых инвалидов».

В программе профильной смены важнейшим является использование оздоровительного потенциала природных условий: леса, костров, наблюдения закатов и т. д. Ежедневно проводится утренняя зарядка, прогулки по территории лагеря. Важной особенностью этой смены является то, что дети с ОВЗ проживают на территории лагеря вместе с другими детьми и полноценно участвуют в общелагерной жизни. В течение дня педагоги проводят с детьми игры на взаимодействие и сплочение, занятия по актерскому мастерству, мастер-классы по изготовлению поделок, спортивные эстафеты.

Постоянный вид деятельности профильной смены – работа мастерских. Детям с ОВЗ в обычных условиях редко удается себя выразить. В мастерских здоровые дети и «особенные» дети находятся вместе, учатся понимать друг друга и сотрудничать. В течение всей смены ребятам представляется возможность поработать в мастерских: рисование на бумаге, декупаж, лепка, поделки из природного материала, папье — маше, оригами и др. Основной принцип работы в мастерских – свобода выбора. В конце смены устраивается творческая выставка поделок и каждый ребёнок может забрать все свои работы домой. Актуальность проблемы инклюзивного отдыха связана, прежде всего, с тем, что число нуждающихся детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в Российской Федерации неуклонно растет и на данный момент составляет около 2 % от общего количества детей в стране.

Долгие годы в нашей стране существовало четкое деление детей на обычных и инвалидов, которые практически не могли реализовать свои возможности в отдыхе, учебе наравне со здоровыми детьми. Конечно, дети с инвалидностью или дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право на путевку за государственный счет. Дети смогут отдохнуть на базе отдыха вместе со своими родителями. Это замечательно, но такой отдых не может обеспечить им интеграцию и не способствует развитию самостоятельности, приобретению опыта жизни в коллективе.

В России пока практически не существует по-настоящему полных инклюзивных смен, где дети с особенностями могли бы отдыхать совместно с обычными детьми. Но все- таки есть несколько организаций, которые в сложнейших условиях этот отдых детям с ограниченными возможностями здоровья организуют. При практическом отсутствии финансирования, при том, что очень мало грамотного, квалифицированного персонала, еще меньше баз, где есть хотя бы намеки на безбарьерную среду. И, самое главное, в нашем обществе нет понимания всей важности, жизненной необходимости развития инклюзивного отдыха. И всё же на этом поле боя есть фигуры, достаточно давно занимающиеся организацией инклюзивного детского отдыха. В Пензенской области это ДОЛ «Заря».

Наша главная цель — стирание границ между обычными и особенными детьми. Задачами нашего проекта, помимо общего оздоровления детей, являются:

  •  Социальная интеграция детей с ОВЗ в среду обычных сверстников;
  • Создание опыта жизни вне дома, без родителей и родственников;
  • Создание опыта взаимодействия с новыми людьми, детьми и взрослыми;
  • Выработка у детей навыков бытового самообслуживания;
  • Формирование позитивного общественного мнения и толерантного отношения детей нормы и взрослых к особенным детям

Особенность детского оздоровительного лагеря «Заря» в том, что помимо разновозрастного контингента детей с ограниченными возможностями, в отрядах находятся также дети-инвалиды, дети, испытывающие трудности в социальной адаптации. У данной категории детей бывают различные степени физического, умственного, психологического расстройства функций организма. Именно поэтому выбор методического сопровождения зависит от:

• индивидуальных возможностей, способностей и интересов детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов, детей, испытывающих трудности в социальной адаптации);
• реального состояния физического и нравственного здоровья детей с ОВЗ (детей-инвалидов, детей, испытывающих трудности в социальной адаптации), необходимостью поддерживать и развивать здоровый образ жизни;
• социального заказа на обеспечение социальных, образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья. Приоритетным направлением в программе летнего отдыха и оздоровления детей с ограниченными возможностями являются каждодневные закаливающие процедуры естественными факторами природы: воздух, вода, солнце.

Виды закаливания, используемые в ходе реализации программы:
• утренняя гимнастика
• оздоровительная прогулка
• сон с доступом свежего воздуха
• умывание в течение дня прохладной водой
• полоскание рта прохладной водой
• хождение босиком до и после дневного сна
• тематические занятия по физической культуре
• тематические физкультминутки
• профилактика плоскостопия
• профилактика нарушений осанки.

Организация воздушных и солнечных ванн Воздушные ванны рекомендуется начинать при температуре воздуха не ниже 18°C. Продолжительность первых процедур не более 15-20 минут. Прием воздушных ванн рекомендуется сочетать с ходьбой, подвижными играми, физическими упражнениями, общественно-полезным трудом. Солнечные ванны назначаются детям после приема воздушных ванн, которые проводятся в первой половине дня до 11 часов или после 16 часов на площадках, защищенных от ветра, спустя час-полтора после еды при температуре воздуха не ниже 25°C. Солнечные ванны следует начинать с 5 минут, постепенно увеличивая процедуру до 30-50 минут. Не допускается прием солнечных ванн без головных уборов. Хождение босиком Хождение босиком это весьма полезная и очень простая процедура в качестве одного из способов закаливания.

А теперь перечислим причины, говорящие в пользу ходьбы босиком:
• Закаляем организм
• Активизируем активные точки на стопе
• Исправляется плоскостопие
• Во время ходьбы осуществляется массаж ног
• В жару босые ноги выводят тепло из организма ребенка и такие дети даже в зной жизнерадостны и бодры.

Хождение босиком не только закаливает, но и действует благотворно на сосуды, сердце и другие органы. Дело в том, что эта процедура оказывает активное воздействие на точки стопы, ответственные за многие органы: почки, желудок, глаза, сердце, мозг и т. д. Содержательный материал программы (тематические дни) основывается на принципах гуманистического образования, при которых сущность любого усвоения новых знаний становится целенаправленным превращением опыта социального в опыт личный.

Основными формами работы выступают:
 — отрядные мероприятия, направленные на сплочение команды, формирование лидерских качеств (беседы, тренинги, игры, упражнения и др.).
 — общелагерные (массовые) мероприятия (игры по сюжетной линии, игровые, концертные, шоу-программы; спортивные мероприятия, коллективно- творческие дела;
 — интеллектуальные, познавательные игры и многое другое).
 — организация оздоровительных моментов (игры на свежем воздухе, спортивные мероприятия, закаливание и др.).

Индивидуальные и коллективные формы работы, а также традиционные и нетрадиционные методы:
• беседа;
• наблюдение;
• поручение;
• конкурсы;
• праздники;. минутки здоровья,. минутки безопасности и др.
• метод интерактивного обучения (социально-психологические тренинги, ролевые игры); в которых дети непросто «проходят» что-то, а проживают те или иные конкретные ситуации;
• метод игры (игры отбираются в соответствии со спецификой детского контингента и поставленной целью);
• методы театрализации (реализуется через костюмирование, обряды, ритуалы).

Материально-технические ресурсы
 — цифровой фотоаппарат;
 — видеоаппаратура, аудиоаппаратура;
 — мультимедийный проектор, экран;
 — канцелярские товары;
 — ноутбук;
 — наградная и сувенирная продукция;
 — учебно – демонстрационные плакаты;
 — спортивный инвентарь;
 — тематические плакаты;

Информационные ресурсы: освещение мероприятий на официальном сайте ООО ДОЛ «Заря», в аккаунтах социальных сетей и мессенджерах.
Методические ресурсы: программа летнего отдыха и оздоровления «ЗАРЯдное настроение», план-сетка мероприятий, режим дня, конспекты мероприятий, памятки.
Педагогические условия: добровольность включения детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями в организацию летней оздоровительной кампании; сочетание индивидуального и коллективного включения детей- инвалидов, детей с ограниченными возможностями в различные виды деятельности (творческие, интеллектуальные, развивающие); отбор педагогических средств с учетом индивидуальных, возрастных особенностей. Для работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ на время проведения смены были привлечены профильные специалисты (воспитатели, вожатые, медицинские работники), имеющие необходимую квалификацию для работы с данной категорией детей. Все специалисты являются штатными сотрудниками специализированных учреждений.

Целевой аудиторией нашего проекта являются: дети с 7 до 17 лет включительно с ОВЗ и без них, дети — инвалиды. ООО ДОЛ «Заря» заключает муниципальные контракты с Министерством образования Пензенской области, Социальным управлением г. Пензы, на оздоровление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, контракты с КФСМ г. Пензы, Отделами и Управлениями образования районов области на оздоровление детей с частичной родительской платой, прямые договоры с профсоюзными организациями, принимал участие в программе туристического кешбэка. Путёвки получают бесплатно и с частичной родительской платой в бюджетных учреждениях по социальным показаниям, а так же напрямую приобретаются через офис лагеря.

Ожидаемые результаты:
 — приобретение социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни (общественные нормы, устройство общества, социально одобряемые и неодобряемые формы поведения в обществе и т. д. );
 — формирование ценностного отношения к социальной реальности, получение детьми опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
 — получение опыта самостоятельного общественного действия.

Социальные эффекты реализации проекта. Организация профильных смен для детей с ОВЗ приводит к обогащению и развитию их духовного мира, а созидательная творческая деятельность, в свою очередь, будет способствовать возможности приобщения таких детей к социуму.

В первую очередь социальный эффект инклюзивной смены в лагере направлен на детей с ограниченными возможностями, но также его обретают и другие участники:
 — родители, возможность отдохнуть и абстрагироваться;
 — здоровые дети, опыт общения со сверстниками, имеющими нарушения развития.

Воспитание чуткости, толерантности. Так формируется значительная социальная ответственность;
 — волонтеры, возможности круглосуточного общения с детьми, имеющими нарушения развития, что обеспечивает улучшение личностных качеств педагогического состава, дает возможности роста профессионализма;
 — педагоги, решение ряд диагностических задач, необходимых для дальнейшей успешной коррекционно-педагогической работы.

Следовательно, инклюзивная смена лагеря вноси т большой вклад, как в развитие туризма, так имеют социальный эффект не только для детей с ограниченными возможностями, но и для других участников.

Список литературы

  1. Инклюзия в детском отдыхе. – М.: Aegitas, 2018. – 180 с. Коллектив авторов: В. В. Овчинников, Н. Г. Лосева, В. Д. Стронина, М. В. Вязовкина, И. П. Зинькевич, И. Л. Костина, А. А. Чикин, К. Э. Комышанова, А. И. Рудицер, М. О. Генделева, Р. П. Яценко. Автор-составитель: А. А. Беспалова.
  2. Как организовать и провести инклюзивный лагерь «Лучше не придумаешь- 2021».- Ростов-на-Дону, 2021// Опыт АНО «Центр «Содействие». www.sodejstvie-rostov.ru
  3. Кателина А. А., Г. В. Радченко. Возможности организации инклюзивных смен в детском загородном лагере. [Электр. ресурс]- URL: cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnostiorganizatsii-inklyuzivnyh-smen-vdetskom-zagorodnom-lagere
  4. Ковылина Е. С., Прошина Т.  П. Лагерь с дневным пребыванием детей «Непоседы»: опыт построения инклюзивной среды.- МБУДО «Дворец творчества детей и молодежи».- Оренбург, 2018.
  5.  8Можейко О.В. «Логика развития лагерной смены», методическое пособие. ВДЦ «Орлёнок», 2017 г.
  6.  Никульников А.  Н. Детские оздоровительные лагеря в структуре дополнительного образования детей//МНКО. -2012. -№5.
Целевая аудитория
Дети с 7 до 17 лет включительно с ОВЗ и без них, дети — инвалиды.
Проблема или задача развития региона или России, решаемая проектом

Задачами нашего проекта, помимо общего оздоровления детей, являются:

  • Социальная интеграция детей с ОВЗ в среду обычных сверстников;
  • Создание опыта жизни вне дома, без родителей и родственников;
  • Создание опыта взаимодействия с новыми людьми, детьми и взрослыми;
  • Выработка у детей навыков бытового самообслуживания;
  • Формирование позитивного общественного мнения и толерантного отношения детей нормы и взрослых к особенным детям.
Реализуемый продукт или услуга, конкурентные преимущества
Инклюзивный отдых в нашем лагере был задолго до формирования данного термина. Администрация ООО ДОЛ «Заря» ежегодно оздоравливает детей с ОВЗ, воспитанников детских домов — интернатов. Большинство детей отдыхают каждый год именно у нас в лагере, а некоторые после совершеннолетия и обучения возвращаются работать вожатыми. Понятия «Инвалид» или «Сирота», к нашему счастью, забыто на нашей территории.
Каким образом достигается экономическая устойчивость, как целевая аудитория получает доступ к продуктам/услугам

ООО ДОЛ «Заря» заключает муниципальные контракты с Министерством образования Пензенской области, Социальным управлением г. Пензы, на оздоровление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, контракты с КФСМ г. Пензы, Отделами и Управлениями образования районов области на оздоровление детей с частичной родительской платой, прямые договоры с профсоюзными организациями, принимал участие в программе туристического кешбэка.

Путёвки получают бесплатно и с частичной родительской платой в бюджетных учреждениях по социальным показаниям, а так же напрямую приобретаются через офис лагеря. Денежные средства, полученные от реализации путевок, направляются на оплату затрат, связанных непосредственно с оказанием услуг на время нахождения детей в ДОЛ в течении 21 дня оздоровительной смены, а именно: транспортных услуг по проезду детей к месту отдыха и обратно, организацию питания, оплату услуг по договору за обеспечение медицинским персоналом, коммунальные услуги, на выплату заработной платы персоналу, налоги, сборы и прочее.

Благодаря проектной мощности снижается себестоимость услуги, что позволяет направить высвободившиеся денежные средства на дополнительные мероприятия по капитальному и текущему ремонту, замену инженерных коммуникаций, приобретение оборудования, мебели, мягкого инвентаря, затраты на осеннее — зимнюю консервацию ДОЛ. Администрация детского оздоровительного лагеря «Заря» делает все возможное для сохранения и развития материально-технической базы для полноценного функционирования лагеря.

Инновационная составляющая проекта, стадия готовности
Дети с ОВЗ и без особенностей получают опыт самостоятельной жизни, учатся общаться друг с другом, приобретают новые навыки, получают знания и раскрывают свои таланты.
Реализуется ли проект по франшизе
нет

Ключевые показатели за период реализации проекта

Количество созданных рабочих мест за период реализации проекта (осуществления деятельности организации)
100
Количество благополучателей – потребителей продукта проекта за весь период реализации проекта (осуществления деятельности организации)
52000

Достигнутый социальный эффект за 2021 год

Прирост количества созданных рабочих мест за последний календарный год
4
Прирост количества благополучателей – потребителей продукта проекта за последний календарный год
1100
Дополнительные показатели социального эффекта и описание достигнутого эффекта
Организация профильных смен для детей с ОВЗ приводит к обогащению и развитию их духовного мира, а созидательная творческая деятельность, в свою очередь, будет способствовать возможности приобщения таких детей к социуму.

Экономический потенциал и устойчивость

Партнеры проекта

Партнерами нашего проекта являются:

Министерство образования Пензенской области
Социальное управление г. Пензы
КФСМ г. Пензы
Отделы и Управления образования районов области и многие другие организации.

Количество членов команды проекта
5
Члены команды проекта
Команда нашего проекта: директор Столярова Ю. А. заместитель директора Акжигитов А. Р. специалисты отдыха и оздоровления: Зотова В. И., Пирогова Е. В. старший воспитатель Ефизова Л. В и более 100 временных сотрудников
Возможность тиражирования и масштабирования
В любом детском лагере можно провести инклюзивную смену по нашему проекту.

Объем вложенных средств с начала реализации проекта

Всего
25000000
Собственные средства
25000000
Грантовые средства
500000
Источники грантовых средств
1. Грантовый конкурс для социальных предпринимателей Минэкономразвития РФ
Дополнительные ресурсы, привлеченные для реализации проекта
Подготовка педагогических кадров на базе Пензенского регионального отделения РСО, Пензенского Педагогического университета, обучение членов команды проекта в Центре дополнительного образования РГПУ им. А. И. Герцена на курсе «Инклюзивная образовательная среда в детском оздоровительном лагере»
Стадия окупаемости проекта
На данное время наша организация находится на эксплуатационной стадии окупаемости проекта.

Взаимодействие с отраслевым региональным органом власти

Есть ли взаимодействие с отраслевым региональным органом власти
нет

Всероссийский конкурс

проектов в области

социального предпринимательства

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ