Всероссийский конкурс
проектов в области
социального предпринимательства
Наш проект решает две основные проблемы инклюзивного отдыха:
Проект «Инклюзивная смена «ЗАРЯдное настроение» в ДОЛ «Заря» Автор: Директор ООО ДОЛ «Заря» Столярова Ю. А. г. Пенза 2022 г.
ООО ДОЛ «Заря» является самым крупным лагерем в регионе и единственным частным предприятием предоставляемый услугу по отдыху и оздоровлению детей в летний период. Лагерь располагается в Пензенской области, пос. Подлесный в сосновом бору. В жилых корпусах имеются просторные холлы, что позволяет независимо от погодных условий проводить эффективную командную работу с детьми. С 1996 по 2015 года наша организация называлась ООО «ДОЛ-Заря», с 2015 без смены директора поменяли название на ООО ДОЛ «Заря».
Поскольку решение проблем охраны здоровья и социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья являются приоритетными направлениями государственной политики, то ДОЛ «Заря» каждый год в течении 26 лет организовывал инклюзивную смену для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов, проживающих в Пензенской области и не только. Общее количество детей с ОВЗ и детей- инвалидов принятых в 2022 году 36 человек. Это были воспитанники ГБОУ «Неверкинская школа-интернат, обучающихся по адаптированным образовательным программам», ГБСУ СО «Мокшанский детский дом – интернат для умственно отсталых детей», а также воспитанники ГБУ ССЗН «Областной социально – реабилитационный центр для детей и молодых инвалидов».
В программе профильной смены важнейшим является использование оздоровительного потенциала природных условий: леса, костров, наблюдения закатов и т. д. Ежедневно проводится утренняя зарядка, прогулки по территории лагеря. Важной особенностью этой смены является то, что дети с ОВЗ проживают на территории лагеря вместе с другими детьми и полноценно участвуют в общелагерной жизни. В течение дня педагоги проводят с детьми игры на взаимодействие и сплочение, занятия по актерскому мастерству, мастер-классы по изготовлению поделок, спортивные эстафеты.
Постоянный вид деятельности профильной смены – работа мастерских. Детям с ОВЗ в обычных условиях редко удается себя выразить. В мастерских здоровые дети и «особенные» дети находятся вместе, учатся понимать друг друга и сотрудничать. В течение всей смены ребятам представляется возможность поработать в мастерских: рисование на бумаге, декупаж, лепка, поделки из природного материала, папье — маше, оригами и др. Основной принцип работы в мастерских – свобода выбора. В конце смены устраивается творческая выставка поделок и каждый ребёнок может забрать все свои работы домой. Актуальность проблемы инклюзивного отдыха связана, прежде всего, с тем, что число нуждающихся детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в Российской Федерации неуклонно растет и на данный момент составляет около 2 % от общего количества детей в стране.
Долгие годы в нашей стране существовало четкое деление детей на обычных и инвалидов, которые практически не могли реализовать свои возможности в отдыхе, учебе наравне со здоровыми детьми. Конечно, дети с инвалидностью или дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право на путевку за государственный счет. Дети смогут отдохнуть на базе отдыха вместе со своими родителями. Это замечательно, но такой отдых не может обеспечить им интеграцию и не способствует развитию самостоятельности, приобретению опыта жизни в коллективе.
В России пока практически не существует по-настоящему полных инклюзивных смен, где дети с особенностями могли бы отдыхать совместно с обычными детьми. Но все- таки есть несколько организаций, которые в сложнейших условиях этот отдых детям с ограниченными возможностями здоровья организуют. При практическом отсутствии финансирования, при том, что очень мало грамотного, квалифицированного персонала, еще меньше баз, где есть хотя бы намеки на безбарьерную среду. И, самое главное, в нашем обществе нет понимания всей важности, жизненной необходимости развития инклюзивного отдыха. И всё же на этом поле боя есть фигуры, достаточно давно занимающиеся организацией инклюзивного детского отдыха. В Пензенской области это ДОЛ «Заря».
Наша главная цель — стирание границ между обычными и особенными детьми. Задачами нашего проекта, помимо общего оздоровления детей, являются:
Особенность детского оздоровительного лагеря «Заря» в том, что помимо разновозрастного контингента детей с ограниченными возможностями, в отрядах находятся также дети-инвалиды, дети, испытывающие трудности в социальной адаптации. У данной категории детей бывают различные степени физического, умственного, психологического расстройства функций организма. Именно поэтому выбор методического сопровождения зависит от:
• индивидуальных возможностей, способностей и интересов детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов, детей, испытывающих трудности в социальной адаптации);
• реального состояния физического и нравственного здоровья детей с ОВЗ (детей-инвалидов, детей, испытывающих трудности в социальной адаптации), необходимостью поддерживать и развивать здоровый образ жизни;
• социального заказа на обеспечение социальных, образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья. Приоритетным направлением в программе летнего отдыха и оздоровления детей с ограниченными возможностями являются каждодневные закаливающие процедуры естественными факторами природы: воздух, вода, солнце.
Виды закаливания, используемые в ходе реализации программы:
• утренняя гимнастика
• оздоровительная прогулка
• сон с доступом свежего воздуха
• умывание в течение дня прохладной водой
• полоскание рта прохладной водой
• хождение босиком до и после дневного сна
• тематические занятия по физической культуре
• тематические физкультминутки
• профилактика плоскостопия
• профилактика нарушений осанки.
Организация воздушных и солнечных ванн Воздушные ванны рекомендуется начинать при температуре воздуха не ниже 18°C. Продолжительность первых процедур не более 15-20 минут. Прием воздушных ванн рекомендуется сочетать с ходьбой, подвижными играми, физическими упражнениями, общественно-полезным трудом. Солнечные ванны назначаются детям после приема воздушных ванн, которые проводятся в первой половине дня до 11 часов или после 16 часов на площадках, защищенных от ветра, спустя час-полтора после еды при температуре воздуха не ниже 25°C. Солнечные ванны следует начинать с 5 минут, постепенно увеличивая процедуру до 30-50 минут. Не допускается прием солнечных ванн без головных уборов. Хождение босиком Хождение босиком это весьма полезная и очень простая процедура в качестве одного из способов закаливания.
А теперь перечислим причины, говорящие в пользу ходьбы босиком:
• Закаляем организм
• Активизируем активные точки на стопе
• Исправляется плоскостопие
• Во время ходьбы осуществляется массаж ног
• В жару босые ноги выводят тепло из организма ребенка и такие дети даже в зной жизнерадостны и бодры.
Хождение босиком не только закаливает, но и действует благотворно на сосуды, сердце и другие органы. Дело в том, что эта процедура оказывает активное воздействие на точки стопы, ответственные за многие органы: почки, желудок, глаза, сердце, мозг и т. д. Содержательный материал программы (тематические дни) основывается на принципах гуманистического образования, при которых сущность любого усвоения новых знаний становится целенаправленным превращением опыта социального в опыт личный.
Основными формами работы выступают:
— отрядные мероприятия, направленные на сплочение команды, формирование лидерских качеств (беседы, тренинги, игры, упражнения и др.).
— общелагерные (массовые) мероприятия (игры по сюжетной линии, игровые, концертные, шоу-программы; спортивные мероприятия, коллективно- творческие дела;
— интеллектуальные, познавательные игры и многое другое).
— организация оздоровительных моментов (игры на свежем воздухе, спортивные мероприятия, закаливание и др.).
Индивидуальные и коллективные формы работы, а также традиционные и нетрадиционные методы:
• беседа;
• наблюдение;
• поручение;
• конкурсы;
• праздники;. минутки здоровья,. минутки безопасности и др.
• метод интерактивного обучения (социально-психологические тренинги, ролевые игры); в которых дети непросто «проходят» что-то, а проживают те или иные конкретные ситуации;
• метод игры (игры отбираются в соответствии со спецификой детского контингента и поставленной целью);
• методы театрализации (реализуется через костюмирование, обряды, ритуалы).
Материально-технические ресурсы
— цифровой фотоаппарат;
— видеоаппаратура, аудиоаппаратура;
— мультимедийный проектор, экран;
— канцелярские товары;
— ноутбук;
— наградная и сувенирная продукция;
— учебно – демонстрационные плакаты;
— спортивный инвентарь;
— тематические плакаты;
Информационные ресурсы: освещение мероприятий на официальном сайте ООО ДОЛ «Заря», в аккаунтах социальных сетей и мессенджерах.
Методические ресурсы: программа летнего отдыха и оздоровления «ЗАРЯдное настроение», план-сетка мероприятий, режим дня, конспекты мероприятий, памятки.
Педагогические условия: добровольность включения детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями в организацию летней оздоровительной кампании; сочетание индивидуального и коллективного включения детей- инвалидов, детей с ограниченными возможностями в различные виды деятельности (творческие, интеллектуальные, развивающие); отбор педагогических средств с учетом индивидуальных, возрастных особенностей. Для работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ на время проведения смены были привлечены профильные специалисты (воспитатели, вожатые, медицинские работники), имеющие необходимую квалификацию для работы с данной категорией детей. Все специалисты являются штатными сотрудниками специализированных учреждений.
Целевой аудиторией нашего проекта являются: дети с 7 до 17 лет включительно с ОВЗ и без них, дети — инвалиды. ООО ДОЛ «Заря» заключает муниципальные контракты с Министерством образования Пензенской области, Социальным управлением г. Пензы, на оздоровление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, контракты с КФСМ г. Пензы, Отделами и Управлениями образования районов области на оздоровление детей с частичной родительской платой, прямые договоры с профсоюзными организациями, принимал участие в программе туристического кешбэка. Путёвки получают бесплатно и с частичной родительской платой в бюджетных учреждениях по социальным показаниям, а так же напрямую приобретаются через офис лагеря.
Ожидаемые результаты:
— приобретение социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни (общественные нормы, устройство общества, социально одобряемые и неодобряемые формы поведения в обществе и т. д. );
— формирование ценностного отношения к социальной реальности, получение детьми опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
— получение опыта самостоятельного общественного действия.
Социальные эффекты реализации проекта. Организация профильных смен для детей с ОВЗ приводит к обогащению и развитию их духовного мира, а созидательная творческая деятельность, в свою очередь, будет способствовать возможности приобщения таких детей к социуму.
В первую очередь социальный эффект инклюзивной смены в лагере направлен на детей с ограниченными возможностями, но также его обретают и другие участники:
— родители, возможность отдохнуть и абстрагироваться;
— здоровые дети, опыт общения со сверстниками, имеющими нарушения развития.
Воспитание чуткости, толерантности. Так формируется значительная социальная ответственность;
— волонтеры, возможности круглосуточного общения с детьми, имеющими нарушения развития, что обеспечивает улучшение личностных качеств педагогического состава, дает возможности роста профессионализма;
— педагоги, решение ряд диагностических задач, необходимых для дальнейшей успешной коррекционно-педагогической работы.
Следовательно, инклюзивная смена лагеря вноси т большой вклад, как в развитие туризма, так имеют социальный эффект не только для детей с ограниченными возможностями, но и для других участников.
Список литературы
Задачами нашего проекта, помимо общего оздоровления детей, являются:
ООО ДОЛ «Заря» заключает муниципальные контракты с Министерством образования Пензенской области, Социальным управлением г. Пензы, на оздоровление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, контракты с КФСМ г. Пензы, Отделами и Управлениями образования районов области на оздоровление детей с частичной родительской платой, прямые договоры с профсоюзными организациями, принимал участие в программе туристического кешбэка.
Путёвки получают бесплатно и с частичной родительской платой в бюджетных учреждениях по социальным показаниям, а так же напрямую приобретаются через офис лагеря. Денежные средства, полученные от реализации путевок, направляются на оплату затрат, связанных непосредственно с оказанием услуг на время нахождения детей в ДОЛ в течении 21 дня оздоровительной смены, а именно: транспортных услуг по проезду детей к месту отдыха и обратно, организацию питания, оплату услуг по договору за обеспечение медицинским персоналом, коммунальные услуги, на выплату заработной платы персоналу, налоги, сборы и прочее.
Благодаря проектной мощности снижается себестоимость услуги, что позволяет направить высвободившиеся денежные средства на дополнительные мероприятия по капитальному и текущему ремонту, замену инженерных коммуникаций, приобретение оборудования, мебели, мягкого инвентаря, затраты на осеннее — зимнюю консервацию ДОЛ. Администрация детского оздоровительного лагеря «Заря» делает все возможное для сохранения и развития материально-технической базы для полноценного функционирования лагеря.
Партнерами нашего проекта являются:
Министерство образования Пензенской области
Социальное управление г. Пензы
КФСМ г. Пензы
Отделы и Управления образования районов области и многие другие организации.
Всероссийский конкурс
проектов в области
социального предпринимательства