Как хочется жить!

Территория реализации проекта

Федеральный округ
Приволжский
Субъект Федерации
Пензенская область
Город
Пенза

Информация об организации

Название
Общество с ограниченной ответственностью «Пансионат Южный»
Год создания
2018
Руководитель
Ринский Феликс Михайлович
Электронная почта

Информация об авторе

Автор
Черушова Ольга Валентиновна
Должность
Директор обособленного подразделения ООО «Пансионат Южный» в г. Пензе

Информация о проекте

Год начала реализации
2020
Номинация
Лучший проект социального предпринимательства в сфере социального обслуживания
Социальная проблема, решаемая проектом
  • Основная проблема старости и инвалидности — утрата людьми самостоятельности и способности к самообслуживанию, пассивность, деградация личности. Поддержание долговременной самостоятельности и ментального здоровья проживающих в пансионате — главная задача нашей деятельности в рамках проекта.
Краткое описание
Проект охватывает несколько направлений деятельности:
  • занятия с проживающими в пансионате физическими упражнениями;
  • когнитивные тренировки;
  • организацию досуговых мероприятий;
  • стимулирование собственных инициатив проживающих в области социальных отношений;
  • создание новых рабочих мест и совершенствование трудовых умений и профессионализма персонала;
  • создание комфортной и эстетичной окружающей среды;
  • развитие материальной базы, приобретение специализированного оборудования.
Основные формы работы с лицами пожилого возраста, применяемые в проекте:
  • организация посильной трудовой деятельности, привязка этой деятельности не только к ежедневным бытовым потребностям, но и к ситуации в стране и в мире;
  • организация художественно-эстетической продуктивной деятельности;
  • регулирование двигательного режима подопечных, использование средств и методов адаптивной физической культуры;
  • ежедневное проведение групповых комплексных занятий, сочетающих когнитивные тренировки с элементами ролевой игры, двигательной активностью, вокальной нагрузкой, продуктивной деятельностью;
  • применение методов психологической коррекции и психопрофилактики; активный тимбилдинг в комбинации с индивидуальной работой;
  • развитие системы клубов по интересам («Азартный игрок», «Кулинарная студия», «Шахматный клуб», «Флористическая мастерская» и т. д. );
  • организация переписки подопечных с родственниками и знакомыми;
  • организация тематических групповых дискуссий;
  • встречи, беседы, «чаепития», посвященные воспоминаниям о молодости, значимым событиям в личной жизни подопечных или жизни пансионата;
  • торжественные мероприятия, посвященные ветеранам войны и труда;
  • проведение профессиональных праздников, включающих обмен опытом с молодежью;
  • развитие и поддержка волонтёрского участия в жизни пансионата. Применяемые стратегии и принципы взаимодействия с людьми пожилого и старческого возраста:
     
  1. Индивидуальный подход, анализ личностных, типологических особенностей, условий жизни;
  2. Высокий уровень эмпатии (сочувствие, сопереживание, способность понять и принять чувства другого человека);
  3. Соблюдение принципов корректности и тактичности: «не навреди», «не лезь в чужую душу»;
  4. Учет особенностей эмоциональных реакций пожилого человека, возможную ранимость, восприимчивость;
  5. Внимание к состоянию здоровья и физической выносливости;
  6. Уважение к мудрости, умениям, опыту, способность искренне выразить его;
  7. Заинтересованность в общении, принцип «активного слушанья»;
  8. Вежливость и сдержанность в обращении;
  9. Доброжелательность.
Общие правила индивидуального общения с пожилым подопечным:
  • подопечному должно быть предложено удобное сиденье, высота которого равна сиденью социального работника или выше, свет не должен быть направлен в лицо подопечного;
  • подопечный должен иметь возможность все время видеть лицо социального работника, глаза собеседников находятся на одном уровне;
  • говорить нужно медленно, отчетливо, короткими фразами, достаточно громко, подопечного нельзя торопить и перебивать, как бы медленно он ни говорил;
  • перед тем как начать говорить, важно убедиться, что подопечный слушает вас;
  • следует обращать внимание на невербальные формы коммуникации, смотреть в глаза подопечному, чаще использовать физический контакт (прикосновения, поглаживания), находиться достаточно близко от подопечного и в открытой позе, чаще копировать формы невербального поведения собеседника;
  • постоянно проверять степень понимания подопечным того, что вы сказали;
  • не критиковать и не указывать на ошибки собеседника, даже самые явные.
Некоторые часто применяемые в проекте методы социальной работы с пожилыми:
В проекте использованы технологии когнитивных тренировок Рюта Кавашима;
  • методы кинезотерапии,
  • эрготерапевтические методики и т. д.
Биографический метод (или метод изучения личных историй) позволяет исследовать субъективные стороны общественной жизни. В процессе индивидуальной работы с пожилым человеком социальный работник обязан учитывать его права (каждый подопечный имеет право на эмоциональное выражение своих чувств, на сочувствие социального работника; кроме того, он вправе ожидать, что социальный работник имеет достаточную компетенцию). Различные формы биографического метода – интервью, свидетельства родственников, различного рода переписка, фотографии, автобиографические фрагменты, рассказ о своей жизни в целом – с разной степенью глубины и обобщенности позволяют выявить специфику жизненного опыта человека, характер реализации его жизненных сил в процессе взаимодействия с другими людьми, с различными социальными группами. Социально-педагогические методы направлены на оказание социальной помощи человеку как отдельно взятому индивиду и как члену социума, в котором происходит процесс социализации и социальной ориентированности. Выделяют три основных группы этих методов:
  1. методы влияния на сознание личности (понятия, суждения, убеждения, оценки);
  2. методы организации познавательной, практической деятельности и поведения (поручения, задания, упражнения, создание специальных воспитывающих ситуаций);
  3. методы стимулирования деятельности и поведения индивида (оценка, поощрение, порицание и др.).
Главная особенность этих методов состоит в том, что они применяются, как правило, в определенных сочетаниях и направлены на позднее развитие личности, ее социализацию, одновременно влияя на сознание, деятельность и поведение. Эффективность методов во многом определяется наличием у специалистов определенных знаний и умений, на что клиент вправе рассчитывать. Групповая дискуссия — ведущий метод социально-психологического воздействия. Ее суть — нерегламентированный вербальный и невербальный обмен мнениями и суждениями между членами группы. Благодаря дискуссии у пожилых людей появляется возможность рефлексировать свои неосознаваемые проблемы, внутренние противоречия, трудности в общении. В дискуссии развивается умение импровизировать, действовать за рамками предусмотренного, прислушиваться к мнению других. Именно дискуссия позволяет прояснить собственную позицию, выявить многообразие подходов, точек зрения по какому-либо вопросу и в результате обмена мнениями подвести участников к всестороннему видению предмета. Она помогает преодолеть приверженность старым образцам, страх перед неизвестностью, недоверие к себе, т. е. все то, что характерно для пожилых людей. Суть метода заключается в проявлении активной позиции участников дискуссии, их заинтересованности.

Участники дискуссии включаются в группу в соответствии с принципом добровольности. Часто практикуется компромиссная форма проведения дискуссии, когда ведущий сочетает элементы программирования с отступлениями в сторону свободной стратегии: некоторые конкретные проблемы (ситуации) и направления их анализа могут быть заданы ведущим, в то время как другие возникают непреднамеренно в ходе групповой работы и выдвигаются самими участниками. Метод ролевых игр используется для того, чтобы пожилой человек смог преодолеть свой консерватизм, сложившиеся установки; его применение основано на принципе действенности знаний, которые применяются в практике. Ролевая игра — это проигрывание участниками конкретной ситуации. Ситуации берутся из жизни, из практики семейных отношений и отражают определенную сторону этих отношений, как правило, содержащую конфликт. В ситуации излагаются объективные исходные данные, описываются действующие лица и их характеристики.

Слушателям предлагается принять на себя роли действующих лиц и проиграть ситуацию так, как они себе ее представляют. Развитие межполушарного взаимодействия как механизма компенсации слабеющих когнитивных способностей и возрастной утраты нейронных связей – одно из основных направлений работы. Для формирования межполушарных связей применяются
  • кинезиологические приемы и наработки,
  • комплексы упражнений,
  • тренажеры,
  • зеркальные методики и т. д.
Этот метод хорош также в реабилитационной работе после перенесенного инсульта. Организационные методы и способы деятельности (распорядительные; координационные; инструктивные; технические и др.) используются для решения организационных задач; они закрепляют
  • права,
  • полномочия,
  • обязанности,
  • ответственность различных звеньев и сотрудников,
  • регулируют экономику проекта.
Целевая аудитория
  • Первичная целевая аудитория нашего проекта — пожилые люди и инвалиды, проживающие в нашем пансионате. Начали мы с пензенского отделения, где живут постоянно или временно более 60 человек.
  • Вторичными благополучателями стали родственники проживающих, которые обрели возможность строить свою жизнь с чувством спокойствия и уверенности в благополучии своих родных, в том, что их решение поручить заботу о любимых людях профессионалам – лучший выбор из возможных вариантов.
Проблема или задача развития региона или России, решаемая проектом
  • повышение доступности и качества социальных услуг в сфере социального обслуживания граждан;
  • организация системы комплексной реабилитации, абилитации и социальной адаптации инвалидов;
  • реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения;
  • развитие медицинской помощи по профилю «гериатрия» ;
  • создание системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами,
  • создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом.
  • Доведение к 2024 году … доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в том числе … среди граждан старшего возраста — не менее 25%;
  • укрепление семейных ценностей и профилактика семейного неблагополучия.
Реализуемый продукт или услуга, конкурентные преимущества

Поддержание долговременной самостоятельности и ментального здоровья проживающих в пансионате — это наш приоритет. Ежедневные физиопроцедуры, сбалансированные тренировки и профессионально построенные занятия увеличивают жизненный ресурс проживающих и формируют уверенность в собственных возможностях. Главные принципы — комплексность всей деятельности, учет деталей, стимулирование инициативы проживающих в Пансионате людей, профессиональный подход, высокое качество и масштабность работы, а основа работы — стимулирование двигательной активности людей.

В проекте есть ежедневные и разовые мероприятия, запланированные и спонтанно организующиеся. Организованы ежедневные комплексные занятия на базе инструментов адаптивной физкультуры, когнитивные тренировки, активности во время прогулок.

Регулярно проходят встречи в кружке изодеятельности,

  • кулинарные баттлы,
  • шахматные турниры,
  • занятия по истории, и т. п.,

ведущую роль в которых играют сами проживающие.

Каким образом достигается экономическая устойчивость, как целевая аудитория получает доступ к продуктам/услугам
Продажи, реклама и эффективное информирование, создание позитивного имиджа организации, базирующегося на достижении отличного качества предоставляемых услуг — все это привело со временем к 100-процентному наполнению Пансионата, превышению спроса над предложением. Любой человек, проживающий в Пансионате, автоматически становится получателем полного пакета услуг.
Инновационная составляющая проекта, стадия готовности
Главная инновация проекта — это синтез психокоррекционных и психопрофилактических методик с профессиональными возможностями адаптивной физкультуры, введение в практику ежедневных комплексных мероприятий с проживающими гражданами. Для достижения высокого качества в работе по проекту провели увеличение доли профессиональных медицинских работников в штате организации (в штат пансионата введены новые должности:
  • врач-гериатр и инструктор по адаптивной физической культуре;
  • разработали методическое обеспечение;
  • ввели специальное финансирование;
  • закупаем необходимое оборудование.
  • Разработка находится сейчас в производственной стадии готовности.
Реализуется ли проект по франшизе
нет

Ключевые показатели за период реализации проекта

Количество созданных рабочих мест за период реализации проекта (осуществления деятельности организации)
7
Количество благополучателей – потребителей продукта проекта за весь период реализации проекта (осуществления деятельности организации)
320
Количество трудоустроенных людей из числа людей с ОВЗ
2

Достигнутый социальный эффект за 2021 год

Прирост количества созданных рабочих мест за последний календарный год
2
Прирост количества благополучателей – потребителей продукта проекта за последний календарный год
103
Прирост количества трудоустроенных из числа социально незащищенных слоев населения
2
Дополнительные показатели социального эффекта и описание достигнутого эффекта
  • Проживающие в Пансионате пожилые граждане с удовольствием посещают занятия по изодеятельности и тренировки с инструктором по физкультуре, а также самостоятельно выполняют изученные упражнения и комплексы.
  • Увеличилось время, которое посвящено прогулкам.
  • Появились новые интересы,
  • инициативы проживающих,
  • у Проекта появились новые перспективные темы для продолжения.

Экономический потенциал и устойчивость

Партнеры проекта
  • сеть пансионатов ООО «ПАНСИОНАТ ЮЖНЫЙ»
Количество членов команды проекта
16
Члены команды проекта
  • Директор Черушова О.  В. Заместитель директора по медицинской части
  • Дурнаев Д.  И. Врач-гериатр, руководитель медицинской составляющей проекта,
  • Мусаилова О.  А. Врач – терапевт
  • Пивкин А.  А. Медицинские сестры Ефремова Т. А., Александрова В. Ю., Гармай И. В.
  • Инструктор по адаптивной физической культуре Бугаёва Н. В.
  • Организатор кружковой работы Батькова О. И.
  • Сиделки Солдатова М. А., Чихирева В. И., Ботирова Д. Н.,

Волонтеры:

  • методист-инструктор по адаптивной физической культуре Ручкина Т. Л.,
  • организатор занятий по истории Пострелов И. М.,
  • организатор шахматных турниров Косырева Л. А.,
  • руководитель студии педикюра Ковылова Ж. В.
Возможность тиражирования и масштабирования
Проект планируется тиражировать в региональные подразделения Пансионата в Рязани, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Барнауле, Методы распространения опыта реализации проекта в другие регионы —
  • прямая передача перспективных и календарных планов работы,
  • сценариев мероприятий,
  • комплексов упражнений,
  • мастер-классы с применением дистанционных технологий

Объем вложенных средств с начала реализации проекта

Всего
10383044
Собственные средства
10383044
Стадия окупаемости проекта
в стадии окупаемости

Взаимодействие с отраслевым региональным органом власти

Есть ли взаимодействие с отраслевым региональным органом власти
нет

Всероссийский конкурс

проектов в области

социального предпринимательства

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ