Проект охватывает несколько направлений деятельности:
- занятия с проживающими в пансионате физическими упражнениями;
- когнитивные тренировки;
- организацию досуговых мероприятий;
- стимулирование собственных инициатив проживающих в области социальных отношений;
- создание новых рабочих мест и совершенствование трудовых умений и профессионализма персонала;
- создание комфортной и эстетичной окружающей среды;
- развитие материальной базы, приобретение специализированного оборудования.
Основные формы работы с лицами пожилого возраста, применяемые в проекте:
- организация посильной трудовой деятельности, привязка этой деятельности не только к ежедневным бытовым потребностям, но и к ситуации в стране и в мире;
- организация художественно-эстетической продуктивной деятельности;
- регулирование двигательного режима подопечных, использование средств и методов адаптивной физической культуры;
- ежедневное проведение групповых комплексных занятий, сочетающих когнитивные тренировки с элементами ролевой игры, двигательной активностью, вокальной нагрузкой, продуктивной деятельностью;
- применение методов психологической коррекции и психопрофилактики; активный тимбилдинг в комбинации с индивидуальной работой;
- развитие системы клубов по интересам («Азартный игрок», «Кулинарная студия», «Шахматный клуб», «Флористическая мастерская» и т. д. );
- организация переписки подопечных с родственниками и знакомыми;
- организация тематических групповых дискуссий;
- встречи, беседы, «чаепития», посвященные воспоминаниям о молодости, значимым событиям в личной жизни подопечных или жизни пансионата;
- торжественные мероприятия, посвященные ветеранам войны и труда;
- проведение профессиональных праздников, включающих обмен опытом с молодежью;
- развитие и поддержка волонтёрского участия в жизни пансионата. Применяемые стратегии и принципы взаимодействия с людьми пожилого и старческого возраста:
- Индивидуальный подход, анализ личностных, типологических особенностей, условий жизни;
- Высокий уровень эмпатии (сочувствие, сопереживание, способность понять и принять чувства другого человека);
- Соблюдение принципов корректности и тактичности: «не навреди», «не лезь в чужую душу»;
- Учет особенностей эмоциональных реакций пожилого человека, возможную ранимость, восприимчивость;
- Внимание к состоянию здоровья и физической выносливости;
- Уважение к мудрости, умениям, опыту, способность искренне выразить его;
- Заинтересованность в общении, принцип «активного слушанья»;
- Вежливость и сдержанность в обращении;
- Доброжелательность.
Общие правила индивидуального общения с пожилым подопечным:
- подопечному должно быть предложено удобное сиденье, высота которого равна сиденью социального работника или выше, свет не должен быть направлен в лицо подопечного;
- подопечный должен иметь возможность все время видеть лицо социального работника, глаза собеседников находятся на одном уровне;
- говорить нужно медленно, отчетливо, короткими фразами, достаточно громко, подопечного нельзя торопить и перебивать, как бы медленно он ни говорил;
- перед тем как начать говорить, важно убедиться, что подопечный слушает вас;
- следует обращать внимание на невербальные формы коммуникации, смотреть в глаза подопечному, чаще использовать физический контакт (прикосновения, поглаживания), находиться достаточно близко от подопечного и в открытой позе, чаще копировать формы невербального поведения собеседника;
- постоянно проверять степень понимания подопечным того, что вы сказали;
- не критиковать и не указывать на ошибки собеседника, даже самые явные.
Некоторые часто применяемые в проекте методы социальной работы с пожилыми:
В проекте использованы технологии когнитивных тренировок Рюта Кавашима;
- методы кинезотерапии,
- эрготерапевтические методики и т. д.
Биографический метод (или метод изучения личных историй) позволяет исследовать субъективные стороны общественной жизни. В процессе индивидуальной работы с пожилым человеком социальный работник обязан учитывать его права (каждый подопечный имеет право на эмоциональное выражение своих чувств, на сочувствие социального работника; кроме того, он вправе ожидать, что социальный работник имеет достаточную компетенцию). Различные формы биографического метода – интервью, свидетельства родственников, различного рода переписка, фотографии, автобиографические фрагменты, рассказ о своей жизни в целом – с разной степенью глубины и обобщенности позволяют выявить специфику жизненного опыта человека, характер реализации его жизненных сил в процессе взаимодействия с другими людьми, с различными социальными группами. Социально-педагогические методы направлены на оказание социальной помощи человеку как отдельно взятому индивиду и как члену социума, в котором происходит процесс социализации и социальной ориентированности. Выделяют три основных группы этих методов:
- методы влияния на сознание личности (понятия, суждения, убеждения, оценки);
- методы организации познавательной, практической деятельности и поведения (поручения, задания, упражнения, создание специальных воспитывающих ситуаций);
- методы стимулирования деятельности и поведения индивида (оценка, поощрение, порицание и др.).
Главная особенность этих методов состоит в том, что они применяются, как правило, в определенных сочетаниях и направлены на позднее развитие личности, ее социализацию, одновременно влияя на сознание, деятельность и поведение. Эффективность методов во многом определяется наличием у специалистов определенных знаний и умений, на что клиент вправе рассчитывать. Групповая дискуссия — ведущий метод социально-психологического воздействия. Ее суть — нерегламентированный вербальный и невербальный обмен мнениями и суждениями между членами группы. Благодаря дискуссии у пожилых людей появляется возможность рефлексировать свои неосознаваемые проблемы, внутренние противоречия, трудности в общении. В дискуссии развивается умение импровизировать, действовать за рамками предусмотренного, прислушиваться к мнению других. Именно дискуссия позволяет прояснить собственную позицию, выявить многообразие подходов, точек зрения по какому-либо вопросу и в результате обмена мнениями подвести участников к всестороннему видению предмета. Она помогает преодолеть приверженность старым образцам, страх перед неизвестностью, недоверие к себе, т. е. все то, что характерно для пожилых людей. Суть метода заключается в проявлении активной позиции участников дискуссии, их заинтересованности.
Участники дискуссии включаются в группу в соответствии с принципом добровольности. Часто практикуется компромиссная форма проведения дискуссии, когда ведущий сочетает элементы программирования с отступлениями в сторону свободной стратегии: некоторые конкретные проблемы (ситуации) и направления их анализа могут быть заданы ведущим, в то время как другие возникают непреднамеренно в ходе групповой работы и выдвигаются самими участниками. Метод ролевых игр используется для того, чтобы пожилой человек смог преодолеть свой консерватизм, сложившиеся установки; его применение основано на принципе действенности знаний, которые применяются в практике. Ролевая игра — это проигрывание участниками конкретной ситуации. Ситуации берутся из жизни, из практики семейных отношений и отражают определенную сторону этих отношений, как правило, содержащую конфликт. В ситуации излагаются объективные исходные данные, описываются действующие лица и их характеристики.
Слушателям предлагается принять на себя роли действующих лиц и проиграть ситуацию так, как они себе ее представляют. Развитие межполушарного взаимодействия как механизма компенсации слабеющих когнитивных способностей и возрастной утраты нейронных связей – одно из основных направлений работы. Для формирования межполушарных связей применяются
- кинезиологические приемы и наработки,
- комплексы упражнений,
- тренажеры,
- зеркальные методики и т. д.
Этот метод хорош также в реабилитационной работе после перенесенного инсульта. Организационные методы и способы деятельности (распорядительные; координационные; инструктивные; технические и др.) используются для решения организационных задач; они закрепляют
- права,
- полномочия,
- обязанности,
- ответственность различных звеньев и сотрудников,
- регулируют экономику проекта.