Всероссийский конкурс
проектов в области
социального предпринимательства
Решаемые социальные проблемы:
Первая проблема. Современные дети и подростки действительно отличаются от предыдущих поколений. Но это не означает, что они хуже или лучше. Просто нынешний темп жизни диктует определенную схему поведения, которая приводит к социальным, в первую очередь, коммуникационным проблемам в школе и социуме:
Вторая проблема.
Такие понятия, как «малая родина», «родной край» должны быть наполнены уважением и любовью с детства, со школьной скамьи. Однако это невозможно без знания школьниками исторически фактов, достопримечательностей и культурных ценностей своего района жительства. Актуальность перечисленных социальных проблем и нашу гипотезу мы подтвердили, изучив официальную статистику, исследования и наблюдения экспертов, проведя опросы потребителей. Например, проведенное анкетирование среди учащихся Иркутского, Заларинского, Аларского, Качугского районов Иркутской области (460 человек) показало, что лишь 5% детей может ответить на все вопросы образовательного теста по истории своего муниципалитета, при этом 84% заинтересованы в изучении и посещении мест района.
Изучение истории и культуры родного края среди школьников осуществляется в основном в форме:
Воспитательные и образовательные мероприятия по истории родного края в активной игровой форме квестов в реальности (на природе) не проводятся. В условиях глобализации и цифровизации наблюдается тенденция к снижению интереса жителей Иркутской области в пользовании библиотечных фондов. Так, количество посещений библиотек в 2021 году по региону снизилось на 48 %,
При этом резко увеличилось время провождение жителей в интернете. По официальным данным Федеральной службы гос.статистики (www.rosstat.gov.ru)
По оценкам Hootsuite и We are Social, в среднем россияне проводят в соцсетях около 2 ч 28 минут в день. Больше всего на платформе YouTube пользователей (24,8%) в возрасте от 25 до 34 лет, входящие в группу молодых родителей. Период дистанционной занятости в эпоху пандемии увеличил времяпровождение детей и родителей в онлайн-пространстве. Мобильные устройства стали не просто средством связи, а элементом кибер-зависимости взрослой аудитории и как следствие детей, их окружающих. Современные семьи все меньше времени уделяют на общение с детьми на тему традиционной народной культуры, а время на живое общение в семье резко сократилось. Из официальной статистики Росстат (rosstat.gov.ru) и АИС «Статистика» Министерства культуры РФ (stat.mkrf.ru) наблюдается тенденция к росту заинтересованности в экскурсионном обслуживании у детей и подростков.
Доля посетителей в возрасте до 16 лет, получивших индивидуальное и экскурсионное обслуживание, в общей численности посетителей выставок музеев (Иркутская область) в 2021 году выросла на 12% и составила 32,2% (в 2020 году было 28,8%). Заметна низкая доля детей в возрасте от 15 до 18 лет, посещающих регулярно культурно-развлекательные учреждения (в целом по РФ), в общем числе детей этой возрастной категории: городская местность 25,5%, сельская местность – всего 14,2%. Реализация мероприятий из цикла культурно-просветительских экскурсий «Культурный код школьника» по федеральному проекту «Пушкинская карта» в 2023-2024 годах позволит просветить не менее 84 000 школьников в Иркутске, Братске, Улан-Удэ, Норильске, Новосибирске и Саратове. Именно для решения этих социальных проблем создан в Иркутске и эффективно реализуется в других регионах проект «Культурный код школьника».
Использование современных трендовых форматов мероприятий дает возможность детям получать удовольствие от поэтапного процесса просвещения в игровой форме (уровень вовлеченности на наших мероприятиях 90%), что увеличивает мотивацию к получению итогового результата. В проекте созданы комфортные и удобные условия для общения и взаимодействия всех участников экскурсии (в семейном формате:
Тематическое наполнение экскурсионной программы имеет образовательную и просветительскую функцию, у детей развиваются
Миссия проекта «Культурный код школьника» — достижение общественно полезных целей и решение социальных школьных проблем через организацию отдыха и досуга, сохранение семейных ценностей, укрепление института семьи, укрепление командного духа школьников, развитие эмоционального интеллекта, навыков взаимодействия в школе и социуме.
Цикл экскурсий «Культурный код школьника» создан на основе опыта культурно-просветительской деятельности креативной команды автора с 2012 года. В сотрудничестве с Департаментом образования г. Иркутска и Министерством культуры Иркутской области, в рамках проекта реализуются мероприятия, направленные на духовное, эстетическое и художественное развитие школьников, повышения культурной грамотности подрастающего поколения, открытия своего культурного кода для каждого ребенка.
Цель проекта:
Увеличение доли детей в возрасте от 15 до 18 лет, посещающих регулярно культурно-развлекательные учреждения в 5 регионах к 2023 году:
В течение календарного года для школьников реализуются: — исторические экскурсии на ретро-трамвае «Хроники моего города» (круглый год);
Использование в разные сезоны разных игровых экскурсий дает возможность работать с одной целевой аудиторией на постоянной круглогодичной основе.
Ядро целевой аудитории:
группы школьников – потребители, а их родители – покупатели.
Женщины 25-45 лет, которым важны семейные ценности, активный отдых на природе.
Проблемы и задачи, решаемые командой проекта для социально- экономического развития регионов Иркутской, Новосибирской и Саратовской областей, Красноярского края, Республики Бурятия:
В цикле культурно-просветительских экскурсий «Культурный код школьника» реализуются следующие мероприятия: — исторические экскурсии на ретро-трамвае «Хроники моего города»; — культурно-развлекательная программа «Дружный класс»; — этнографические экскурсии в «Новогоднюю деревню»; — просветительские квесты «Экспедиция в Затерянный мир». Характеристика продукта:
Конкурентные преимущества продукта:
Ценности продукта:
Экономическая устойчивость проекта достигается:
Во-первых — за счет актуальности нашего продукта. Изучив статистику и социально-экономический прогноз определили тенденции:
Во-вторых — за счет привлеченной поддержки от федерального и регионального бюджетов:
В-третьих:
Инновационность и уникальность проекта:
Осуществление деятельности в рамках данного проекта имеет высокую значимость для жителей Иркутской, Новосибирской и Саратовской областей, Красноярского края, Республики Бурятия. Увеличение доли детей в возрасте от 15 до 18 лет, посещающих экскурсионные программы в 5 регионах в 2021-2022 году предварительно составили:
Средние показатели экономической эффективности для 5 регионов:
Общественные организации:
Благотворительные фонды:
Учреждения культуры:
Ведомственные учреждения:
Социальные предприятия в регионах:
Муниципальные образования:
Коммерческие партнеры и спонсоры проекта:
Команда состоит из опытных специалистов по управлению, маркетингу, продажам и сервису. На сезонных проектах команду укрепляют будущие специалисты, самозанятые, добровольцы и волонтеры из числа активных студентов и выпускников иркутских вузов. Состав команды проекта:
Для тиражирования проекта в 2018 и 2022 году были зарегистрированы в Роспатенте товарные знаки
В 2018 году впервые открыли франчайзинговое направление. Пилотные проекты «Новогодняя деревня» реализовались впервые в Улан-Удэ. Затем подключились партнеры по франшизе в Братске, Новосибирске, Норильске, Саратове.
Для реализации проектов по франшизе организована собственная управляющая компания с обучением и сервис-сопровождением партнеров. В 2023-2025 годах планируется расширение франчайзингового направления по проектам «Экспедиция в Затерянный мир», экскурсии на ретро-трамвае в городах Ростов-на-Дону, Красноярск, Горно-Алтайск, Сочи. Планируемый доход от франшизы – 10 млн.руб в год. Цикл экскурсий «Культурный код школьника» планируется увеличить до 8 ключевых программ в 2023 году, 12 программ в 2024 году. Всего планируется создать более 20 экскурсионных программ для разных целевых групп, в том числе для туристических.
Публикации в СМИ о культурной деятельности ИП Строковой Ю. А.
Всероссийский конкурс
проектов в области
социального предпринимательства