Сенсорный интерактивный музей «Прогулка в темноте»

Территория реализации проекта

Федеральный округ
Центральный
Субъект Федерации
г. Москва
Город
Москва

Информация об организации

Название
Общество с ограниченной ответственностью «Версаль»
Год создания
2014
Руководитель
Элизабет Эдуардовна Радюк
Электронная почта

Информация об авторе

Автор
Трочина Ирина Владимировна
Должность
PR-директор

Информация о проекте

Год начала реализации
2016
Номинация
Лучший проект социального предпринимательства в культурно-просветительской сфере
Социальная проблема, решаемая проектом

В музее «Прогулка в темноте» экскурсоводами работают незрячие и слабовидящие люди (1 и 2 группа инвалидности по зрению). В данный момент коллектив музея на 60% состоит из сотрудников с инвалидностью. Работа в «Прогулке» дает им возможность общения, взаимодействия с большим количеством людей, разработки интересных проектов и мастер- классов, самореализации, а также получения конкурентной заработной платы.

Рабочих мест для людей с инвалидностью не так много, им бывает сложно найти интересную работу и трудоустроиться официально. «Прогулка в темноте» частично решает эту проблему, предоставляя людям с инвалидностью рабочие места и создавая для них комфортные условия труда. Руководство активно работает над расширением: это позволит тиражировать музей в других регионах и не только создать дополнительные рабочие места, но и показать «темноту» большему количеству людей.

Упакована и готова к продаже франшиза музея — «Прогулка в темноте» готова делиться опытом и открывать новые филиалы «темноты» в городах- миллионниках. Деятельность музея оказывает большое влияние на повышение уровня толерантности в обществе к людям с инвалидностью, помогает посетителям стать более чуткими и внимательными к окружающим. В апреле 2021 года “Прогулка в темноте” получила статус социально- ответственного предприятия, а в мае 2022 успешно подтвердила его, что также является подтверждением общественно полезной деятельности музея.

Краткое описание

«Прогулка в темноте» — необычный музей, экспозиция которого погружена в эталонную темноту.

«Прогулка» состоит из 5 «темных» локаций:

  • квартиры, улицы,
  • восточной лавки со специями,
  • музея, бара,
  • завершающей «светлой» части.

В темноте посетители музея изучают экспозицию, опираясь на все органы чувств, кроме зрения. Экскурсоводы, которые помогают ориентироваться в темных зонах и изучать пространство — это незрячие и слабовидящие люди. Во время прогулки экскурсовод рассказывает про мифы о незрячих людях и отвечает на популярные вопросы.

Практика показывает, что многим людям интересен жизненный опыт людей без зрения, тема инклюзии и доступности городской среды. Миссия музея — дать посетителям новый опыт и познакомить их с миром незрячих.

Целевая аудитория

Аудитория “Прогулки” разноплановая: посещение музея в темноте подходит для разных групп, и для каждой несет свою ценность.

Условно можно выделить несколько основные групп посетителей музея:

  • Активные семьи с детьми 7+
  • Пары
  • Компании друзей
  • Школьники и педагоги
  • Корпоративные клиенты/работники различных учреждений
  • Активные горожане,
  • Москва и МО Туристы из России и заграницы
  • Люди с инвалидностью, как благополучатели проекта: в качестве претендентов на новые рабочие места
Проблема или задача развития региона или России, решаемая проектом

Одной из важнейших задач музея является знакомство обычных людей с миром незрячих. Экскурсии и другие продукты «Прогулки» позволяют создать условия для неформального общения и взаимодействия людей с инвалидностью по зрению и условно здоровых людей.

После экскурсии у посетителей меняется восприятие людей с ОВЗ, они становятся более терпимыми к окружающим. Музей разрушает стереотипы о людях с инвалидностью, привлекает внимание к важным проблемам Музей активно занимается продвижением и развитием, привлекая посетителей в «темноту». Посещение экскурсии — вариант досуга, который позволяет изменить восприятие действительности и обрести новый опыт.

Реализуемый продукт или услуга, конкурентные преимущества

У музея «Прогулка в темноте» достаточно большое количество продуктов для разных аудиторий и их потребностей.

Основная и самая популярная услуга — это часовая экскурсия в темноте в сопровождении незрячего гида, которая включает в себя 2 части: эмоциональную (посещение темных локаций) и познавательную (светлая зона на выходе из темноты).

Помимо этого, в музее также есть:

  • Корпоративные программы, направленные на сплочение коллектива
  • Авторские мастер-классы от незрячих сотрудников музея Школьные экскурсии в рамках программы «Понимание»
  • Выездные «Уроки доброты» в рамках посещения школ и других учебных заведений
  • Выездные активности (участие в городских фестивалях и мероприятиях)
  • Участие в городских акциях: "День без турникетов” и “Ночь в музее”
  • Выездные тренинговые программы “На другой стороне”
  • Медитации в темноте
  • Тренинговые программы на базе музея
  • Первый мобильный аудиоквест “Стражи дверей”
  • Основной отличительной чертой всех продуктов музея является частичная или полная зрительная депривация посетителей, а также упор не столько на развлекательную составляющую, сколько на социальную основу проекта — взаимодействие и коммуникация с незрячими сотрудниками.
Каким образом достигается экономическая устойчивость, как целевая аудитория получает доступ к продуктам/услугам

Экономическая устойчивость проекта достигается с помощью детально продуманной бизнес-модели, которая позволяет окупать затраты на аренду помещения, заработную плату сотрудников и прочие операционные расходы.

Музей «Прогулка в темноте» — это коммерческий проект, который открыт и существует на собственные средства. Посетители могут приобрести билеты и посетить музей в любое удобное время: «Прогулка» работает ежедневно с 10.00 до 22.00. Стоимость билетов варьируется в зависимости от дня и времени и гости музея могут подобать для себя наиболее комфортное время посещения и стоимость.

Билеты на экскурсии и мастер-классы гидов (основные продукты) продаются в открытом доступе на сайте музея, для проведения корпоративов и тренингов и других программ желающие обращаются в музей через почту или по телефону. Музей активно занимается рекламой, выстраивает маркетинг таким образом, чтобы охватить как можно большее число потенциальных посетителей из разной аудитории.

Инновационная составляющая проекта, стадия готовности

Благодаря огромной проделанной за 6,5 лет существования проекта работе и длительному пребыванию на рынке, музей накопил большое количество опыта:

  • в сфере работы с людьми с инвалидностью,
  • инклюзии,
  • налаживании процессов обучения и частичной (в рамках рабочего процесса) социализации незрячих сотрудников,
  • организации комфортного взаимодействия незрячих и слабовидящих сотрудников с гостями музея.

Реакция посетителей на темноту, изменения, происходящие с гостями после прохождения экскурсии и общения с гидами, благодарные отзывы — весь багаж этих накопленных знаний привел руководство музея к идее заниматься научно-исследовательской работой на базе музея, собирать и оцифровывать данные, глубоко изучать влияние зрительной депривации на поведение и мировосприятие зрячих людей.

Помимо этого, “Прогулка в темноте” ставит перед собой задачу создания инклюзивного сообщества, где слабовидящие и незрячие люди наравне со зрячими смогут реализовать себя в профессиональном плане и личном взаимодействии.

Реализуется ли проект по франшизе
нет

Ключевые показатели за период реализации проекта

Количество созданных рабочих мест за период реализации проекта (осуществления деятельности организации)
58
Количество благополучателей – потребителей продукта проекта за весь период реализации проекта (осуществления деятельности организации)
98808
Количество трудоустроенных людей из числа людей с ОВЗ
30

Достигнутый социальный эффект за 2021 год

Прирост количества созданных рабочих мест за последний календарный год
8
Прирост количества благополучателей – потребителей продукта проекта за последний календарный год
10316
Прирост количества трудоустроенных из числа социально незащищенных слоев населения
3
Дополнительные показатели социального эффекта и описание достигнутого эффекта

Помимо конкурентной заработной платы, раскрытия творческого потенциала, наработки профессионального роста и большого количества общения с разными людьми, в музее незрячие получают самое важное – ощущение значимости и важности собственной работы. Из-за зрительной депривации в темноте происходит смена ролей: люди, которым в обычной жизни часто требуется помощь зрячих, оказываются в ситуации, когда сами могут оказать такую помощь окружающим. Это очень ценный опыт для всех участников процесса, потому что он позволяет примерить на себя ощущения другого человека, лучше понять его потребности и возможности.

«Прогулка» позволяет посетителям расширить свое представление об окружающем мире: не только узнать больше о собственных способностях, которые проявляются в темноте, но и переосмыслить понятие «ограниченности возможностей» с точки зрения изменения внешних условий: в эталонной темноте музея сами гости временно становятся ограничены непривычными для себя условиями, тогда как незрячие гиды, наоборот, чувствуют себя уверенно, свободно и легко контролируют все процессы. Этот процесс также помогает менять стереотипные суждения, которые существуют в обществе относительно незрячих.

Часто люди видят человека с особенностями здоровья, как ограниченного и требующего к себе особого внимания и подхода. На практике это не совсем так: многие незрячие люди не только прекрасно социализированы, но и имеют различные хобби, увлечения, несколько работ и активно занимаются спортом. Главная их потребность — быть принятыми в обществе и чувствовать, что отсутствие зрения — это всего лишь их особенность, а не непреодолимый барьер в коммуникации и восприятии обществом.

Экономический потенциал и устойчивость

Партнеры проекта

Основные партнеры музея «Прогулка в темноте»:

  1. АО «Шереметьево», «Шереметьево» Хэндлинг, компания "HeadHunter” программа лояльности “МИР24”, сеть кинотеатров КАРО, платформа для туристов Russpass — предоставление выгодных условий для сотрудников предприятий и их семей.
  2. Банк «ВТБ Онлайн» — подбор слабовидящих тестировщиков для банковского приложения.
  3. Городская акция «День без турникетов» — музей предоставляет бесплатные билеты участникам акции.
  4. Гламурная премия «Персоно года», танцевальный фестиваль Project818, интеллектуальные баттлы SQUIZ, НИУ “Высшая школа экономики” — призовое спонсорство для мероприятий.
  5. Фестиваль «МамаПати» — систематическое участие в мероприятиях фестиваля, информационная поддержка, розыгрыши билетов в музей.
  6. Портал для предпринимателей Москвы «МБМ.мос», агентство "Бизнес-Инсайт” — проведение вебинаров от руководства музея на площадках.
  7. Интернет-порталы 7Дней, TimeOut, МИР24, портал Biz360 — размещение экспертных материалов и статей о музее.
  8. Московская торгово-промышленная палата — участие музея в мероприятиях и конкурсах Палаты.
  9. Ассоциация частных музеев России — информационная поддержка проекта.
Количество членов команды проекта
22
Члены команды проекта
  1. Элизабет Радюк, генеральный директор и совладелец музея
  2. Золотухина Анна, управляющая музеем
  3. Черепанов Артем, руководитель направления интернет-маркетинг
  4. Трочина Ирина, PR-директор музея
  5. Леонтьев Борис, специалист по развитию музея
  6. Гафурова Элина, продюсер музея
  7. Пушкарев Роман, IT и сайт
  8. Харьковская Анна, менеджер по продажам
  9. Андреева Екатерина, администратор
  10. Егорова Мария, администратор
  11. Озерова Зоя, смм-специалист (инстаграм)
  12. Душина Евгения, смм-специалист (Вконтакте)
  13. Касаткина Татьяна, руководитель гидов
  14. Михайлов Игорь, гид музея
  15. Киселева Светлана, гид музея
  16. Яковлева Елена, гид музея
  17. Касаткин Дмитрий, гид музея
  18. Калинина Светлана, гид музея
  19. Масленников Александр, гид музея
  20. Серова Надежда, гид музея
  21. Плишанкова Алина, копирайтер
  22. Сорокин Сергей, продвижение и реклама
Возможность тиражирования и масштабирования

Летом 2022 года музей принимал участие в конкурсе на создание социальной франшизы в «Академии Стратегических Инициатив». «Прогулка в темноте» прошла отборочный тур и после презентации проекта для экспертной группы музей выбрали в качестве победителя.

В данный момент компания «Франчайзинг Интеллект» занимается созданием (упаковкой) проекта франшизы (по плану разработка пакета должна закончиться до 20.12.2022). По готовности пакета документов руководство будет искать франчайзи и согласовывать условия, на которых музеи смогут открыться в других городах.

В данный момент есть уже две заявки на франшизу и с потенциальными партнерами ведутся переговоры. Для музея это большой шаг вперед: за 6 лет работы музея руководство уже не раз получало запросы на приобретение франшизы. Потенциальных покупателей привлекает сочетание сильной социальной идеи и рабочей технологии бизнеса.

Открытие новых точек музея по франшизе позволит незрячим людям получить интересную работу и активно выполнять главную миссию музея — знакомить людей с миром незрячих, менять привычное восприятие людей с инвалидностью и раскрывать потенциал людей с помощью погружения в темноту.

Открытие новых музеев в темноте, безусловно, создаст больше условий для развития социальных инициатив в стране, позволит большему количеству людей прикоснуться к миру незрячих и будет способствовать популяризации социально ответственного бизнеса в России.

Объем вложенных средств с начала реализации проекта

Всего
16000000
Дополнительные ресурсы, привлеченные для реализации проекта
Для реализации проекта дополнительных ресурсов привлечено не было, использовались только собственные средства.
Стадия окупаемости проекта
Проект полностью вышел на самоокупаемость в 2018 году.

Ссылки

Сайт проекта
Социальные сети проекта
Публикации о проекте

Музей активно сотрудничает со СМИ, освещая свою деятельность, цели и миссию.

Основные инструменты продвижения —

Взаимодействие с отраслевым региональным органом власти

Есть ли взаимодействие с отраслевым региональным органом власти
да
Название
ГБУ «Малый бизнес Москвы»

Всероссийский конкурс

проектов в области

социального предпринимательства

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ