На 2022 год в Чувашской Республике 4863 детей с ОВЗ. В г.Алатырь и Алатырском районе с населением 33299 человек проживает около 220 детей-инвалидов, но точного количества детей с ОВЗ, к сожалению нет. На данный момент в городе нет ни одного специализированного коррекционного учреждения для детей с ОВЗ. Ближайший подобный центр находится в радиусе 200 км, в Чебоксарах, Ульяновске или Саранске. В связи с этим к нам в Центр приезжают также дети из ближайших районов Мордовии и Ульяновской области, с Порецкого района и с Шумерлинского района.
Создание дополнительной зоны для работы по методике Монтессори позволит расширить работу педагога-дефектолога и добиться лучших результатов в обучении детей с ОВЗ. Проект направлен на расширение комплекса услуг оказываемых Центром развития семьи «Ника», путем организации работы кабинета Монтессори и включает в себя ремонт кабинета ,оснащение и обеспечение его работы. На данный момент Центр посещают 20 особенных детей. Работа ведётся индивидуально. Они разного возраста (от 2 до 18 лет) и имеют неоднородную структуру дефекта. Умственная отсталость разной степени тяжести, сочетается с нарушениями речи, отставанием и отклонениями в психическом развитии, синдромом Дауна, аутичностью, ДЦП. Так как у умственно отсталых детей наблюдается глубокое сенсорное недоразвитие, неумение выполнять на основе чувственной информации элементарные умственные операции, трудности в овладении предметными действиями, нарушения мелкой моторики, координации движений, то для работы с ними требуется большая коррекционная работа.
Наиболее успешными и общеприменимыми в этой области являются методики Монтессори. Основная цель работы с материалом Монтессори- способствовать формированию предметно-практической деятельности, познавательной активности для «нормализации» психики и преодоления нарушений развития ребёнка. Обучать ребёнка в Монтессори среде- это значит:
- наблюдать за ребёнком, не вмешиваясь в процесс:
- создать развивающую среду.
Основными задачами Монтессори-кабинета являются:
- закупка оборудования;
- трудоустройство педагога-дефектолога;
- разработка рабочих программ по методики Марии Монтессори;
- развитие у детей представлений о сенсорных эталонах;
- развитие и закрепление элементарных математических представлений;
- развитие мелкой и крупной моторики, координации движений, подготовка руки к письму;
- обучение навыкам практической жизни;
- развитие коммуникативных навыков;
- консультирование родителей о возможностях Монтессори-кабинета.
Особенность этой системы- это уникальная развивающая среда, имеющая чёткую логику построения и соответствующая психологическим потребностям ребёнка. Система педагогического воспитания по данной методике основана на индивидуальном подходе педагога к ребенку: ребенок самостоятельно выбирает предложенный ему дидактический материал, процесс занятий осуществляется в игровой форме, в индивидуальном ритме и направлении, с учетом его потребностей и интересов. Дети, занимающиеся по системе Мотессори растут любознательными и открытыми для получения глубоких и разносторонних знаний.
Они проявляют себя как свободные личности, умеющие найти свое место в обществе. Класс разделён на 4 зоны, в каждой зоне решаются свои коррекционные задачи. Зона языкового развития- материалы на развитие мелкой моторики рук и координации движения, на расширение и обогащение словарного запаса. Зона сенсорного развития- материалы, закладывающие основу для коррекции чувств, знакомство с сенсорными материалами. Зона на коррекцию слухового анализатора- материалы, направленные на коррекцию слухового восприятия. Зона практической деятельности- здесь дети пытаются приобрести навыки самообслуживания.
Занятия будут проводиться в отдельном кабинете, площадью 25 кв.м, где создана развивающая среда, 5 дней в неделю. Основная форма занятий – индивидуальная и групповые, занятия длятся 45 минут, 15 минут перемена для санитарной обработки. Периодичность занятий определяется тяжестью нарушения развития. Занятия строятся на основе частой смены деятельности, передвижении детей в пространстве комнаты. Данная форма работы наиболее оптимальна для детей посещающих занятия, т. к. они, как правило, расторможены, быстро утомляемы, внимание их привлечь и удержать не всегда возможно. Каждому ребенку уделяется достаточное количество времени. В Монтессори-кабинете предусмотрено чёткая организация всего педагогического и коррекционного процесса.
Она обеспечивается:
- своевременным обследованием детей;
- рациональным составлением расписанием занятий;
- планированием групповой и индивидуальной работы;
- оснащением Монтессори- кабинета необходимым оборудованием и наглядным пособием;
- совместной работой педагога-дефектолога и родителей.
В результате деятельности по данной программе у детей:
- формируются навыки различных действий рукой и отдельными пальцами при выполнении различных микродинамических актов и крупных движений руки;
- формируется навык узнавания, способность называть и показывать сенсорные эталоны;
- умение ориентироваться в пространстве;
- развивается мелкая и общая моторика;
- формируются социально приемлемые способы эмоционального реагирования, образцы позитивного социального поведения;
- приобретается способность рациональной деятельности с предметами.
Продолжительность проекта: 36 месяцев. Предполагаемый охват целевой аудитории на занятиях за 36 мес. — чел. Партнеры проекта: Общественная организация «Союз женщин Чувашии», Администрация города Алатырь. Заявленный проект может быть масштабируемым.